
14 мая 1947 года Андрей Громыко, постоянный представитель СССР в ООН, выступил на специальной сессии Генеральной Асамблеи по вопросму о Палестине, где, в частности сказал:
«Еврейский народ перенес в последней войне исключительные бедствия и страдания. Эти бедствия и страдания, без преувеличения, не поддаются описанию… Общее число погибшего от рук фашистских палачей еврейского населения определяется приблизительно в шесть миллионов человек. (kommari - то есть для советского руководства цифра в 6 миллионов уничтоженных немцами евреев была фактом) Только около полутора миллионов евреев в Западной Европе пережили войну.
Но эти цифры, давая представление о жертвах, которые понес еврейский народ от фашистских агрессоров, не дают представления о том тяжелом положении, в котором очутились большие массы еврейского населения после войны.
Огромное количество уцелевшего еврейского населения Европы оказалось лишенным родины, крова и средств существования. Сотни тысяч евреев бродят по разным странам Европы в поисках средств существования, в поисках убежища. Большая часть из них находится в лагерях перемещенных лиц и все продолжают терпеть большие лишения…
Позволительно спросить: могут ли Объединенные Нации, учитывая такое тяжелое положение сотен тысяч уцелевшего еврейского населения, не проявлять интереса к положению этих людей, оторванных от родины и от своих очагов?.. Пора не на словах, а на деле оказать этим людям помощь…
То обстоятельство, что ни одно западноевропейское государство не оказалось в состоянии обеспечить защиту элементарных прав еврейского народа и оградить его от насилий со стороны фашистских палачей, объясняет стремление евреев к созданию своего государства. Было бы несправедливо не считаться с этим и отрицать право еврейского народа на осуществление такого стремления…»
Далее достаточно известные вещи - раздел Палестины и создание Израиля, удивительно легкое разрешение польским евреям, находящимся на территории СССР после войны, через Австрию уехать (так там оказался и папа Жирика), переброска советской разведкой трофейного немецкого оружия через Чехословакию в Израиль, с помощью которого тот первый раз отбился от атаки коалиции арабских государств (тогда - жутко реакционных), потом переориентация Израиля на США, изменение отношения СССР к еврейскому государству, многочисленные войны и насилие, конца которым не видно...
Но вот тут вопрос - гипотетический, но интересный: а если бы Израиль тогда, в 40-х годах, выбрал бы жестко просоветскую позицию (на что, нужно полагать, наши и рассчитывали, помогая ему возникнуть - кроме общегуманитарных соображений, к которым апеллировал Громыко)? Стал бы этакой еврейской Кубой - то есть дальним союзником СССР на Ближнем Востоке? В принципе помогать вооружениями и материально мы были в состоянии - конечно, не в тех масштабах, в каких помогали и помогают Израилю США (емнип, несколько миллиардов долларов в год), но иногда кажется - не дороговато ли евреям в Израиле эта помощь обходится? Возможно, наш, Красный Израиль, сумел бы лучше договориться со своими соседями - в которых в 50-60-е годы были сильные и просоветские и социалистические течения - и такого безобразия, которое имеет место быть в тех местах, и не было бы?
Чисто упражнение ума, я понимаю...