kommari: (Default)
kommari ([personal profile] kommari) wrote2009-05-13 11:47 pm

Времена негодяев. Сказка.

Журнал "Огонёк", № 22, май 1990 год.
Издатель - Издательство ЦК КПСС "Правда"

Раздел "Детский уголок" (там всякие стихи действительно для детей).

Григорий Остер.
Усы.
Рассказ.

Рассказывают, было время, когда Лавровым переулком и городом, да и всей страной, правил жестокий усатый вождь по имени Сталин. Люди смотрели на его красивые портреты с усами и верили, что он великий вождь и друг детей, а сам он никому не верил, мог на любого показать пальцем, сказать: «Это шпион». В ту же ночь человека хватали, запихивали в тюрьму. Многие по ночам боялись спать, сидели на кроватях и ждали, когда за ними придут.

В Лавровый переулок тоже приходили по ночам. И часто уводили чьих-нибудь папу или маму. А наутро глупые, доверчивые дети говорили во дворе: «Представляете, наш папа оказался шпион. Как здорово, что его наконец поймали».

Однажды ночью пришли за папой маленького Вовчи. Маму тоже увели, а Вовча спрятался под диваном, и его не нашли.

На следующий день был праздник. Усатый вождь стоял на трибуне, смотрел парад, а из толпы выбегали маленькие дети и приносили ему букеты цветов. Таков был в те времена обычай. Вовча тоже раздобыл букет, вместе с другими детьми прибежал на трибуну, подошел к вождю и попросил:

— Скажи, чтобы папу и маму отпустили прямо сейчас!

Усатый вождь погладил Вовчу по голове и улыбнулся.

— Твои родители,— сказал он ласково,— шпионы и враги народа. Забудь их навсегда.

— Нет,— крикнул Вовча,— я папу хорошо знаю, а маму еще лучше! Это чепуха!

— Ай-яй-яй, мальчик,— еще ласковей сказал вождь.— Никто лучше меня — великого Сталина — не знает, кто шпион, а кто нет. Ты должен верить мне, потому что я самый лучший друг детей.

— А я,— всхлипнул Вовча,— тебе не верю. Не отпустишь маму и папу — начну стирать усы со всех твоих портретов.

Усатый вождь помрачнел. В те времена его портреты висели на каждом шагу, в любом городе, на улицах, площадях.

— Сейчас,— тихо сказал вождь,— я схвачу тебя за ухо и отшлепаю.

Но тут вождь вспомнил, что на него глядят тысячи людей. Конечно, усатый вождь никого не боялся, наоборот, его боялись все, но прямо на трибуне хватать за уши и шлепать маленьких мальчиков... Тогда бы все сразу увидели, какой он друг детей.

А Вовча сбежал с трибуны и спрятался в толпе. В тот же вечер усатому вождю доложили, что на некоторых его портретах пропали усы.

— Но вы не огорчайтесь,— сказали вождю,— еще много осталось с усами. Подавляющее большинство. А без усов только четыре штуки.

— Что? — возмутился вождь.— Целых четыре портрета без усов?! Немедленно подрисовать. И поставить по часовому к каждому портрету. Пусть охраняют усы с оружием в руках.

Но на следующий день пропало еще семь усов.

— Как? — гневно спросил вождь.— Разве я не велел поставить по часовому к каждым усам?

— Велели. Но ваших портретов в стране в пять раз больше, чем солдат в армии. Мы и мобилизацию провели, и пограничников с границ позвали, а все равно не хватает.

— Пограничников? — растерялся вождь.— Кто же границы бережет?

— Никто.
— А если враг нападет?! Немедленно верните пограничников на место. И армию тоже. И выпустите из тюрьмы маму и папу этого бессовестного мальчишки...— Вождь помолчал и добавил: — Я так приказываю, потому что мне — великому Сталину — безопасность наших границ дороже всего остального.

На самом деле он, конечно, врал. Дороже всего остального ему были собственные усы.
---

Кто не верит, скан:



Сейчас Остер делает сайт Кремля для детей. Госзаказ, типа. Хорошо кушает, наверное. Спит крепко. Как человек с чистой совестью.

Все-таки комрад aleks1958 прав - гнуснее того времени не было и вряд ли будет.

[identity profile] vozrebelde.livejournal.com 2009-05-14 12:09 pm (UTC)(link)
А я вот недавно сыну Тараканище читал, про усы слегка резануло (видно, перестроечные помои даром не проходят, везде начинаешь видеть фигу в кармане). Посмотрел в нете дату первой публикации. Почитал обзоры. Узнал, что Сталин очень ценил этот стих. Так что потуги пользователя smiryagin забавляют слегка

[identity profile] d-sanin.livejournal.com 2009-05-14 12:34 pm (UTC)(link)
Думаю, он верил в то, что писал. Увы, мозги тогда у интеллигенции здорово прополощены были на почве антисталинской истерии.
И не стоит так уж гневно о нём, всё-таки Остер - это "Котёнок по имени Гав".

[identity profile] d-sanin.livejournal.com 2009-05-14 12:38 pm (UTC)(link)
Ну, всё-таки Остер - это "Котёнок по имени Гав" :-) Не самая плохая книга для детей :-)

Думаю, он со всей искренней дилетантской дурью в это верил. И, наверное, верит до сих пор - уж очень им здорово мозги прополоскали. Я писал про это в "Лжи-60" http://d-sanin.livejournal.com/11519.html

[identity profile] alexkinzer.livejournal.com 2009-05-14 01:49 pm (UTC)(link)
и что?

[identity profile] vit0ld.livejournal.com 2009-05-14 01:51 pm (UTC)(link)
складываем 2 и 2

и выходит что подобные творения как раз и осуждались Сталиным

[identity profile] alexkinzer.livejournal.com 2009-05-14 02:19 pm (UTC)(link)
то, что Сталин сказал в каком-то письме - еще ничего не значит

[identity profile] vit0ld.livejournal.com 2009-05-14 02:22 pm (UTC)(link)
не стесняйтесь , договорите до конца

к чему вы ведете?

[identity profile] smiryagin.livejournal.com 2009-05-14 02:48 pm (UTC)(link)
Без разницы в каком году написано. Тема диктатора с усами закрыта палюбому. Хоть Сталина, хоть Гитлера, хоть Пол-Пота, даже если последний гладко-гладко выбривался.

Известно к чему

[identity profile] babitto.livejournal.com 2009-05-14 02:58 pm (UTC)(link)
... тем хуже для логики.

[identity profile] babitto.livejournal.com 2009-05-14 03:01 pm (UTC)(link)
Куда ж без неё!

[identity profile] babitto.livejournal.com 2009-05-14 03:05 pm (UTC)(link)
«Бивис и Батхед в изложении для идиотов».

[identity profile] laertan.livejournal.com 2009-05-14 03:07 pm (UTC)(link)
"Говно нации" - точнее и не скажешь.

[identity profile] d-sanin.livejournal.com 2009-05-14 03:11 pm (UTC)(link)
Где Вы там дикатора усмотрели? :-)
А стишок написан в том году, когда никаких диктаторов с усами не наблюдалось. Разве что Пилсудский или Маннергейм.

[identity profile] wg-lj.livejournal.com 2009-05-14 03:16 pm (UTC)(link)
Что за коверкание такое - "Вовча"? У русских никогда не встречал такого.

[identity profile] alexkinzer.livejournal.com 2009-05-14 03:17 pm (UTC)(link)
Я к тому, что Сталин сотоварищи извлекали политическую выгоду из культа его личности. Вас это удивляет?

[identity profile] vit0ld.livejournal.com 2009-05-14 03:24 pm (UTC)(link)
конкретнее , на примерах

[identity profile] alexkinzer.livejournal.com 2009-05-14 03:26 pm (UTC)(link)
Если вам нужны конкретные документы, то сейчас у меня ни доступа, ни времени на поиски. Как и на споры о вещах, которые для большинства вменяемых историков давно уже решены.

Адьё

(Anonymous) 2009-05-14 03:28 pm (UTC)(link)
А почему - "того времени"?
Разве эти остеры уже все передохли?
Разве не они царят в стране?

[identity profile] kommari.livejournal.com 2009-05-14 03:44 pm (UTC)(link)
сейчас хотя бы есть Интернет

[identity profile] sofadultra.livejournal.com 2009-05-14 03:57 pm (UTC)(link)
Замечательный рассказ. Просто прекрасный. Почему этот гротесковый шедеврик не нравится красным, вполне ясно: тут как в "Незнайке" - "ты меня не рисуй, ты его рисуй".

Сатира и гротеск Гоголя, Салтыкова и Чехова (а те тоже были зубастыми) комми были по душе, потому что... А вот высмеивание их преступного кумира - это дело иное, тут они сразу теряют чувство юмора.


Извините, но непрелвзятому человеку ясно, что юмореска весьма удачна.

А интеллигенция всегда старалась мыслить критично, особенно это проявилось именно в 1988 и далее, когда после многих лет идеологической монополии КПСС была разрешена свободная дискуссия.

Просто когда высмеивают вас и ваших кумиров, объективность у вас сразу пропадает.

[identity profile] kommari.livejournal.com 2009-05-14 04:14 pm (UTC)(link)
Н-да...
Я же говорю: либерализм - это болезнь. Он разрушает мозг - как неизлеченный вовремя сифилис.

1. Тов. Сталин никогда моим кумиром не был. Даже Ленина я бы не назвал своим кумиром - при всем моем к нему высочайшем уважении.
У нас в "Интернационале" поется: Никто не даст нам избавления, ни Бог, ни царь и не герой!
С тов. Сталиным у меня отношения сложные (впрочем, я думаю, ему от этого ни жарко, ни холодно).
Только у меня есть уважение с двум или трем поколениям советских людей, для которых он олицетворял лучшее в их жизни. И за которого они иногда шли умирать. И не только они.
2. Вы, наверное, не заметили, в каком разделе журнала опубликован сей рассказ. В детском.
3. Вы, наверное, не заметили, на чьи денежки и в каком издательстве журнальчег с таким рассказаом выходил. ЦК КПСС.
4. Вы, наверное, забыли, что рассказик опубликован в 1990 году. Когда иное мнение было наглухо закрыто. Когда несчастная Нина Андреева двумя годами раньше попробовала что-то доброе про Сталина сказать - была устроена всесоюзная травля. Так что участвовать в разрешенной травле - да еще зная, что тебе никто не ответит - честь невысокая. Хуже, чем с Пастернаком в 1956 - за которого могли заступиться западники, европейские левые и тэдэ. В 1990 на нашу советскую историю - сложну, иногда героическую, иногда трагичесекую - испражнялись все.
5. Вы, наверное, читаете не тот ЖЖ не того автора. И не там оставляете комментарии. Хотите, я Вам дам адрес ЖЖ "Демсоюза" Бабы Леры. Там Вы сможете спокойно и под добрительный вой единомышленников восхищаться этой поделкой, которую назвать подлой - было бы слишком мягко, а материться иногда устаю.

Все на этом. Без малейшего уважения.

[identity profile] vit0ld.livejournal.com 2009-05-14 04:21 pm (UTC)(link)
что-то вы сразу на слив уходите

так назовите хотя бы имена историков

[identity profile] sofadultra.livejournal.com 2009-05-14 04:37 pm (UTC)(link)
>>Я же говорю: либерализм - это болезнь. Он разрушает мозг - как неизлеченный вовремя сифилис.

Грубо.


>>Только у меня есть уважение с двум или трем поколениям советских людей, для которых он олицетворял лучшее в их жизни. И за которого они иногда шли умирать. И не только они.

Русские люди - многие их поколения - шли умирать с именем царей на устах - что не мешало критически мыслящим индивидуумам критиковать тех царей жесточайшим образом. Если люди умирали, то благодарность и уважение именно этим людям (привилегий не имевшим и жившим в бедности), а вот их правителей нужно рассматривать максимально критически, за людей им не спрятаться: они руководили и ответственность на них. Не были ли русские солдаты, верившие в царя-батюшку, обманутыми?

Если лучшее в жизни людей олицетворяет вождь, а не родные, искусство, собственность или карьера (понятно, что кое-что из этого перечня Вам претит в принципе), то это ненормальное положение. Любить начальство - извращение и результат промывания мозгов. И, кроме того, весьма преходящее состояние.

Хорошее отношение некоторой части советских людей (у переживших коллективизацию оно могло быть другим) к вождям ровным счётом ни о чмё не свидетельствует.


>>2. Вы, наверное, не заметили, в каком разделе журнала опубликован сей рассказ. В детском.


А, разве что это. А сам рассказик весьма удачен. Хотя по сути он, разумеется, для взрослых (я его прочёл во взрослом СМИ, в каком - не помню).
И тут идёт пародирование воспевания вождей и в рассказах для детей советских времён - тогда им лапшу на уши вешали интенсивно в самом нежном возрасте. А в данном случае детям прививают скептическое отношение к вождям.

В любом случае, возможна дискуссия о том, подходит ли этот рассказ для детей, но в целом удачная юмореска.


>>3. Вы, наверное, не заметили, на чьи денежки и в каком издательстве журнальчег с таким рассказаом выходил. ЦК КПСС.


Да. Потому что советское общество было противоестественным, в нём не было буржуазии и нормальной частной собственности (хотя бы в малом бизнесе). А потому это общество закономерно начало разваливаться и трансформироваться в капиталистическое. Исторически детерминированный процесс, я с этим согласен.
И что? Социализм сгнил и исчез и те, кто клялись ему в верности во многом его и демонтировали.
И комми тоже постарались, как и комсомольцы и кооператоры с интеллигенцией.



>>Вы, наверное, забыли, что рассказик опубликован в 1990 году. Когда иное мнение было наглухо закрыто. Когда несчастная Нина Андреева двумя годами раньше попробовала что-то доброе про Сталина сказать - была устроена всесоюзная травля. Так что участвовать в разрешенной травле - да еще зная, что тебе никто не ответит - честь невысокая.


Так до того до 1987 года примерно была отвратительная идеологическая монополия КПСС. А в перестройку имела место обратная реакция, притом критикой прошлых времён во многом занимались люди, бывшие профессиональными идеологами и в застой. Что тут не так? Всё совершенно закономерно.
А народ как не привык самоорганизовываться при коммунистах, которые ему мешали, так и оставался инертным в перестройку, кроме активного антикоммунистического крыла.

Кроме того, не надо уж. В 1989=-91 у консерваторов были свои СМИ и возможности выступать, просто в кругах интеллектуалов они были непопулярны, им устраивали обструкцию. Но с временами Сталина - Хрущёва - Брежнева не сравнить, уж извините.


>> Хотите, я Вам дам адрес ЖЖ "Демсоюза" Бабы Леры


Я ни в чём почти не согласен с Новодворской. Нет совершенно никаких оснований мня с ней объединять. Она ярая праволибералка, а я леволиберал. Новодворская вообще миф и фикция, если Вам угодно.

[identity profile] kirbornaz.livejournal.com 2009-05-14 05:14 pm (UTC)(link)
Относительно царей и обманутых солдат.
Посоветую г-ну sofadultra перечитать "Войну и мир", а именно там, где Николенька Ростов впервые видит Александра Первого. Очень удачно Толстой описал чувство любви к императору. Это неизбежно - редкий человек может умирать за абстрактные идеалы. Идеалы как правило персонифицируются. Император был символом страны. Это был живой символ до тех пор, пока империя не прогнила, а последний император перестал соответствовать своей роли до абсурда.
Разумеется, сознание миллионов не могло измениться за несколько лет. Поэтому Сталин (и посмертный образ Ленина) неизбежно и естественно заняли в сознании советских людей (ещё вчера - подданных Российской империи) место царей. Но с гораздо бОльшим правом на преклонение - с Лениным и Сталиным справедливо связывалось небывалое улучшение положения миллионов.
Скажу больше. Ни один народ не может обойтись без харизматического вождя, если этот народ куда-то идёт, а не лежит на месте. Диалектика исторического развития и заключается отчасти в том, что воля миллионов воплощается в действиях вождя. Ни миллионы, ни вождь не могут друг без друга. Непонимание этого закона - типичное либеральное заблуждение.

[identity profile] sofadultra.livejournal.com 2009-05-14 05:22 pm (UTC)(link)
Пушкин бранил Александра I самым разнузданным образом. Тем же занимались и прочие (свободо)мыслящие люди того времени, особенно начиная с 1816 где-то года.
То, что большинство было очаровано царём - это их заблуждение, вот только коммунисты его не разделяли. Пусть не удивляются, что и их кровопийцами не все очарованы.

Ругали царей и царский режим , его порядки(насколько позволяла цензура) задолго до последнего императора, при котором, кстати, ничего не прогнило, а, наоброт, всё бурно развивалось - это=-то его и сгубило. Белинский был далеко не при Николае II/


>>Разумеется, сознание миллионов не могло измениться за несколько лет. Поэтому Сталин (и посмертный образ Ленина) неизбежно и естественно заняли в сознании советских людей (ещё вчера - подданных Российской империи) место царей


Конечно. Вот только это было временной ситуацией. И, кроме того, интеллигентному меньшинству в царское время было дозволено мыслить относительно более свободно, чем в советское (хотя и тогда часто лютовала цензура, а "Путешествие из Петербурга в Москву" опубликовали после 1905 года). И это меньшинство сплошь диссидентствовало - ругало царский режим, а царизм обращался с ним весьма мягко по сравнению с красными.


>>Но с гораздо бОльшим правом на преклонение - с Лениным и Сталиным справедливо связывалось небывалое улучшение положения миллионов.


Ленин и Сталин, вообще-то, ухудшили положение десятков миллионов, особенно Ленин, при котором страна была в коллапсе. Улучшаться оно стало при Хрущёве - Брежневе. Хотя положение именно миллионов при Сталине улучшалась - вертикальная мобильность при нём была знчительная.


>>Скажу больше. Ни один народ не может обойтись без харизматического вождя, если этот народ куда-то идёт, а не лежит на месте. Диалектика исторического развития и заключается отчасти в том, что воля миллионов воплощается в действиях вождя.


Это только в переходный период. А чаще всего каждый думает о себе. И харизматический вождь - это в любом случае не коммунизм, а фашизм - толпа и герой, который её ведёт. К равенству и свободе он отношения не имеет. Нормальная такая мобилизация во имя государственных целей.
Когда при Брежневе переходный период закончился, повести кого-то куда-то сделалось совершенно невозможным, да и у номенклатуры не было такого желания. Вот всё и начало гнить(хотя в социальном плане были значительные улучшения - жилищное строительство и строительство метро).


>>Ни миллионы, ни вождь не могут друг без друга


Только пока миллионы не обуржуазятся и не перейжут к урбанистичному сознанию.

Но бросание этих миллионов вождём на амбразуру хуже любого царизма...

Page 3 of 6