kommari: (Default)
[personal profile] kommari
Хорошая статья о сталинских репрессиях именно с коммунистической точки зрения - а не с либеральной, или с абстрактно-морализаторской или, скажем, со стороны проигравших оппонентов - которые вполне могли бы действовать ничуть не лучше (а иногда и действовали).

Тут еще можно добавить следующее наблюдение - то, что воспринималось если не как норма, то по крайней мере как не нечто-то из ряда вон выходящее после менее чем пары десятилетий после окончания Гражданской, уже после Великой Отечественной (носившей совершенно другой характер, при том, что по кровавости она была гораздо выше) выглядело иначе. То есть стандарты советского гуманизма стали выше. Потому даже и краткое и ограниченное (в сравнении) послевоенное обращение к методам довоенным - несчастные евреи из ЕАК, ленинградцы, авиаторы - ощущалось как ненужное и немедленно было осуждено и отменено после 5 марта (в той части, в какой это можно было отменить - трупы не воскрешаются постановлением Президиума ЦК) всем послесталинским руководством, не вызывая никаких разногласий.

Date: 2013-03-24 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com
Да, интересная статья.

Date: 2013-03-24 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] revizor-zero.livejournal.com
Всё же не указана главная ошибка Сталина - физическое уничтожение идеологических оппонентов. В результате когда возникла нужда у нас не оказалось своего Дэн Сяопина.

Date: 2013-03-24 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Идеологическое отклонение считалось первым шагом к предательству физическому, материальному.
Интересно, что так и сейчас немало людей считает - могу судить даже по своему опыту здесь, в ЖЖ.

Date: 2013-03-25 03:30 am (UTC)
From: [identity profile] revizor-zero.livejournal.com
Да, но наказание за предательство может быть разным. У китайцев травля и ссылка, у нас смерть. Видимо китайцы действовали умнее.

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2013-03-25 07:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-03-25 08:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] revizor-zero.livejournal.com - Date: 2013-03-25 08:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2013-03-25 08:48 am (UTC) - Expand

Date: 2013-03-24 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] b1ameb1aze.livejournal.com
Да, согласен в части крайней ошибочности физического уничтожения оппонентов - по крайне мере без реально железобетонных оснований такого быть не должно, а также допущения вала несправедливых приговоров, физического выбивания показаний и т.д. Имхо это "узким" руководством партии, в том числе Сталиным, и не планировалось в том виде в каком произошло.

А вот нужен ли был СССР свой Дэн - сомневаюсь. Китай сейчас похоже удаляется от построения коммунизма, став заложником логики сделанного тогда выбора.

Date: 2013-03-25 03:32 am (UTC)
From: [identity profile] revizor-zero.livejournal.com
За идеи не то что убивать- просто преследовать неконструктивно.

Date: 2013-03-24 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] buntar1917.livejournal.com
> когда возникла нужда у нас не оказалось своего Дэн Сяопина.

Горбачев и Ельцин и то лучше фашистской собаки Дэна

Date: 2013-03-24 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
не видели вы похоже фашистских собак

а вообще - Великая Культурная Революция по-вашему лучше?

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_iga/ - Date: 2013-03-24 11:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-03-25 08:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_iga/ - Date: 2013-03-25 01:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-03-25 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] buntar1917.livejournal.com - Date: 2013-03-25 04:11 am (UTC) - Expand

Date: 2013-03-24 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com
Вы могли бы развернуть тезис?

(no subject)

From: [identity profile] albert-alef.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albert-alef.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] letrym.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-03-24 11:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] letrym.livejournal.com - Date: 2013-03-24 11:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com - Date: 2013-03-25 02:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com - Date: 2013-03-24 11:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albert-alef.livejournal.com - Date: 2013-03-24 11:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] letrym.livejournal.com - Date: 2013-03-24 11:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com - Date: 2013-03-25 07:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] int19h.livejournal.com - Date: 2013-03-25 05:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com - Date: 2013-03-25 07:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 1neurozentorro1.livejournal.com - Date: 2013-03-25 08:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com - Date: 2013-03-25 08:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 1neurozentorro1.livejournal.com - Date: 2013-03-25 08:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2013-03-25 07:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 1neurozentorro1.livejournal.com - Date: 2013-03-25 08:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] letrym.livejournal.com - Date: 2013-03-25 09:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2013-03-25 10:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] letrym.livejournal.com - Date: 2013-03-25 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2013-03-26 06:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] letrym.livejournal.com - Date: 2013-03-26 07:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-03-25 10:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] letrym.livejournal.com - Date: 2013-03-25 11:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2013-03-26 06:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] letrym.livejournal.com - Date: 2013-03-26 07:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] buntar1917.livejournal.com - Date: 2013-03-25 04:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] revizor-zero.livejournal.com - Date: 2013-03-25 03:35 am (UTC) - Expand

Date: 2013-03-24 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
Заметка извиняюсь ниочём. Всё то же повторение всё тех же мантр. Ведь сейчас материалов по Большому террору много, можно посмотреть.

Date: 2013-03-24 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Вопрос не о материалах - материалы в данном случае не имеют значения. Вопрос об отношении к БТ. В этом смысле заметка любопытная как минимум.

Date: 2013-03-24 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] supermipter.livejournal.com
==всем послесталинским руководством, не вызывая никаких разногласий.==
просто они сами испугались. После Ареста Абакумова стало ясно что чистки для хозяина это инструмент от которого он отказываться не собирается.

Date: 2013-03-24 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] vodolaz-0.livejournal.com
Человека приводящего в пример бредни Заболоцкого можно назвать только говном, а никак не коммунистом.

Date: 2013-03-24 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
а в чем бредни?

я вот читал письмо Шолохова Сталину - где он пишет, как честных людей мучают и пытают в Ростовском НКВД
даже у самых упертных сталинистов я не читал, что это бредни

(no subject)

From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com - Date: 2013-03-24 09:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albert-alef.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albert-alef.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cheshuyastick.livejournal.com - Date: 2013-03-25 03:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] exshvonder.livejournal.com - Date: 2013-03-25 06:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cheshuyastick.livejournal.com - Date: 2013-03-25 06:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com - Date: 2013-03-24 11:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-03-24 11:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com - Date: 2013-03-24 11:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b1ameb1aze.livejournal.com - Date: 2013-03-25 12:19 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] jim-garrison.livejournal.com - Date: 2013-03-26 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vodolaz-0.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-03-24 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] b1ameb1aze.livejournal.com
Каждый раз убеждаюсь что тема 37 года - один из лучших способов разделить коммунистов.
По сути ее обсуждение на этом этапе никаких практических результатов дать не может, а вот раздрай создает качественный.
Имхо с целью недопущения былых ошибок её стоит поднимать только по факту взятия власти, но никак не раньше.

Date: 2013-03-24 10:10 pm (UTC)
From: [identity profile] albert-alef.livejournal.com
ок, и как вы нас поделите?

(no subject)

From: [identity profile] b1ameb1aze.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albert-alef.livejournal.com - Date: 2013-03-24 10:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b1ameb1aze.livejournal.com - Date: 2013-03-24 11:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albert-alef.livejournal.com - Date: 2013-03-24 11:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b1ameb1aze.livejournal.com - Date: 2013-03-25 12:08 am (UTC) - Expand

Date: 2013-03-25 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
В принципе муссирование темы репрессий - это подыгрывание буржуазно-либеральной пропаганде.
И я бы вообще наложил мораторий до победы Революции.
Но данная статья интересна тем, что критика в ней ведется именно с коммунистической точки зрения - даже не с точки зрения демкоммунизма, например.

(no subject)

From: [identity profile] b1ameb1aze.livejournal.com - Date: 2013-03-25 07:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-03-25 07:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b1ameb1aze.livejournal.com - Date: 2013-03-25 12:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-03-25 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] b1ameb1aze.livejournal.com - Date: 2013-03-25 02:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-03-24 11:55 pm (UTC)
From: [identity profile] starikkozlishev.livejournal.com
> то, что воспринималось если не как норма, то по крайней мере как не нечто-то из ряда вон выходящее после менее чем пары десятилетий после окончания Гражданской,....
>.... То есть стандарты советского гуманизма стали выше.

"Стали выше" относительно
Например, Савинкова в 1924-ом растреливать не стали, хотя было за что (это он и сам признавал)
Можно еще вспомнить амнистию деятелй белого движения - того же Слащева.

Date: 2013-03-25 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Слащев практически был обречен в Советской России. Поглядите судьбу тех, кто с ним вернулся.

(no subject)

From: [identity profile] starikkozlishev.livejournal.com - Date: 2013-03-27 07:46 am (UTC) - Expand

Date: 2013-03-25 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] kammerer1.livejournal.com
Если подходить к этому вопросу чисто рационально, отбросив всякий "буржуазный гуманизм", т. е. убили и ладно, бабы новых нарожают, то вот такой получается вывод.

Большой террор смертельно ранил Советский Союз не тем, что репрессировали невиновных. А именно тем, что репрессировали виновных в инакомыслии. Товарищ Сталин, и кто-там ещё, не знаю, раз и навсегда объяснили гражданам, что любое мнение, отличное от генеральной линии, карается смертью. Поэтому всякий, кто рассчитывал ещё немного пожить, был обязан колебаться вместе с этой генеральной линией. Коммунистическая идеология в СССР умерла.

После чего гибель революции стала только делом времени. Ибо не было никакого механизма, препятствующего отрицательному отбору претендентов на престол, и верховный правитель обладал абсолютной властью.

Date: 2013-03-25 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] 1neurozentorro1.livejournal.com
Верховный правитель был, на минуточку, коллективным: Политбюро, "ближний круг", "группа товарищей". Этакий "конклав дураков" во главе партии и государства, что не менее страшно и разрушительно, чем власть единоличного диктатора.

(no subject)

From: [identity profile] kammerer1.livejournal.com - Date: 2013-03-25 08:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2013-03-25 08:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2013-03-29 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 1neurozentorro1.livejournal.com - Date: 2013-03-29 02:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2013-03-29 02:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 1neurozentorro1.livejournal.com - Date: 2013-03-29 02:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] supermipter.livejournal.com - Date: 2013-03-29 02:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-03-25 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] kammerer1.livejournal.com
И насчёт Китая. Тут некоторые товарищи одобряют китайских товарищей. Я бы воздержался http://2photo.ru/ru/post/30199

Date: 2013-03-25 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
У меня нет однозначного мнения про КНР. Но индустриализацию я считаю исторически прогрессивным явлением.

Date: 2013-03-25 04:46 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Когда между собой именно левые(о неполживой сволочи речи нет) обсуждают репрессии, то вопрос о том, какое количество было репрессировано необоснованно, оценивается очень сильно в зависимости от ответа оценивающим на следующие вопросы:
1) Способен в принципе старый революционер переродиться и стать предателем дела революции, агентом вражеской разведки?
2) Способен в принципе ли врач отравить высокопоставленного пациента?
3)Способен ли человек интеллигентной профессии(скажем, преподаватель в высшем учебном заведении) натворить нечто такое, что заслуживало бы смертной казни?Например, быть замешанным в заговоре, планировать чьё-либо убийство?
4)Способен ли священник или активный верующий натворить нечто такое, что заслуживало бы смертной казни?Например, быть замешанным в заговоре, планировать чьё-либо убийство?

От ответа на все эти вопросы субъективная оценка количества невинно репрессированных зависит самым прямым и непосредственным образом, а отсюда выводы об оправданности-неоправданности репрессий. Собственно, в там ключе это лучше обсуждать, чем сводить всё к фигуре Сталина, Берии и ещё кого-то там.

Что касается того, что репрессии подорвали воспроизводство революционеров - думается, что тут нет причинно-следственно связи. Правление самых страшных и кровавых диктатур всегда сопровождалось борьбой против них, примеров в той же ЛА полно, а поздний СССР был относительно мягким государством. Что до скомпрометированности идеи социализма репрессиями - так в средневековье грязь церкви не мешала поголовной вере и ВСЯ борьба шла под Знаменем христианских ересей.

Мне лично кажется, что позднесоветкий гуманизм(мирумирщина и пр.) воспитывал небоевых людей. Не "покорных", а именно "небоевых", то есть таких, которым бороться.

Леа

Date: 2013-03-25 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Автор затронул редко затрагиваемый и крайне интересный вопрос о преемственности.
Например, правые сталинисты и троцкисты (в унисон, но с разным знаком одобрения) утверждают, что Сталин перебил всех ленинцев и преемтсвенность прекратилась, ВКП(б)-КПСС была принципиально другой партией.
Сама ВКП(б) и КПСС до своего конца настаивала на сохранении преемственности.
К 1998 году было запланировано советским Госбанком выпустить монету в честь столетия I съезда группы большей части еврейских товарищей, основавших в Минске РСДРП.
Истина наверное, в том, что преемственность сохранилась, но частично. И особенно в передаче именно боевой, революционной, активистской, антисистемной составляющей большевизма.
Edited Date: 2013-03-25 05:23 pm (UTC)

November 2017

S M T W T F S
   1234
56 78 91011
12131415 161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 9th, 2026 12:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios