kommari: (Default)
[personal profile] kommari
К счастью, пока обошлось.
Поэтому можно продолжить.


Итак, пока меня не было, произошло много чего интересного. Но мне, листая френд ленту за пропущенные дни, бросилось в глаза следующее.

Сразу два известных ЖЖ-юзера, при этом оба крайне неглупые, хотя и разных убеждений, примерно в одно и то же время написали два постинга, очень похожих по своей тональности. Содержание которых можно свести к следующему: Гражданская война закончилась. Сначала проиграли белые, потом проиграли красные. Всё. Все умерли. Дальнейшая дискуссия бесполезна.

Только я что-то в этом сомневаюсь, уважаемые господа и товарищи. 
Гражданская война в России идет, по самым скромным подсчетам, лет этак четыреста. И если она не видна иногда, то это только передышка - или собирание сил для следующей фазы.

Маленький экскурс в историю:
Смутное время, и как часть его, восстание Болотникова (в советской историографии - крестьянская война) 1606-1607
Стенька Разин - 1670-1671
Кондратий Булавин - 1707-1709
Емельян Пугачев - 1773-1775 (это уж точно крестьянская война, по любому)

а был еще "медный бунт", чумные бунты, стрелецкие бунты, раскольники, постоянное бегство крепостных, убийства бар

В 1825 в эту гражданскую войну включились наиболее совестливая группа тогдашней "другой России" - декабристы. Мне как-то на книжной ярмарке попалась книжка две тысячи какого-то года про декабристов, выпущенная каким-то шибко патриотическим издательством. Там про них пишут примерно то же самое, что про большевиков - масоны, иностранные агенты, английские шпиёны. Я, честно говоря, не ожидал. Ведь и Пушкин считал декабристов лучшими людьми своего времени. Так что националисты-государственники таким образом рвут не только с освободительно нитью русской истории, но и с Пушкиным. Нашим, товарищи, всём.
Хотя их ненависть понятна. Декабристы ведь, как было мудро замечено, разбудили Герцена - и понеслось.

Потом - николаевский ледниковый период (о котором один российский историк в 20 веке написал метко, что за эти тридцать лет Россия отстала так, что до сих пор не может догнать). После проигранной Крымской войны - новая фаза - Народная воля, знаменитый Исполком, террор в городах - на фоне все продолжающихся аграрных бунтов. Реформы Александра Второго - от которого в таком восторге либералы, Хакмада с Чубайсом-Гайдаром даже памятник в Москве не так давно открыли, - половинчаты и только закладывают новые противоречия. 1881 г. Убийство царя-батюшки. Новое замораживание. Почти нет революционного движения - гайки закручены. Случается, правда, одна мелкая история (но с большими последствиями) - казнят за подготовку к убийству нового царя одного молодого человека, а его младший брат, не менее умный, а может и более, говорит задумчиво родителям: "Мы пойдем другим путем". 

А причина всего этого - безблагодатность раскол одной страны на две. Между которыми пропасть. Фактически - две цивилизации. Возможно - уникальный случай в мировой истории. Масса нищеты, бедности, осталости - и тонкий слой "европеизированной России", "Другой России". Возникшей не при Петре, но Петром институциализированный. Слой, который дал России величайшие победы, великую культуру, но при этом был и оставался чужим этому темному океану, Черной России. Отсталости системной.



взято у chus 

Это не 15 век. Это 1892 год. Эпоха Александра III - от которого писают кипятком от восторга националисты и государственники в стиле Никиты Сергеевича Хру... Михалкова.

Про Николая Второго просто молчу. Никакой Ленин-Троцкий не сделал для русской революции столько, сколько этот товарищ. Большевикам бы ему спасибо сказать...

Экскурс закончен. Вывод.

Гражданская война в России закончилась один единственный раз. После того, как в 1917 году и далее она, наконец, вышла на поверхность. На всю катушку.

Только после нее было - крайне насильственно, ценой огромных жерств - ликвидировано это противостояние двух Россий. Когда народ впервые, выражаясь модным сейчас словечком, обрел субъектность. 

Мне очень нравится фото внизу. Какая-то сельская комсомольская ячейка начала 30-х. Но есть еще куча фотографий - крестьянские сходы, рабочие Петрограда, солдаты и матросы времена Революции и Гражданской. На них именно Народ - такой, какой он есть - вся эта многомиллионная масса, которая 400 лет только иногда огрызалась - жутко, яростно - а потом снова впадала в видимую покорность. 

Какие там пломбированные вагоны, смешно, право. Это вот тот самый народ, который взрывал церкви и погибал на Сиваше, раскулачивал и брал Берлин, сажал "врагов народа" и строил ракетно-ядерный щит. Полиграфы Полиграфовичи Шариковы. Луганский слесарь Ворошилов Климент Ефремович и железнодрожный рабочий Ежов Николай Иванович. Но и ученик скорняжной мастерской Жуков Георгий Константинович и выпускник ремесленного училища Гагарин Юрий Алексеевич.



фото взято у mary_lut

Так вот, на несколько десятилетий этот самый народ ликвидировал эту пропасть между двумя Россиями - частично ликвидировав ту, "Другую Россию", Россию дворянских усадьб, тургеневских барышень, генералов в мундирах, промышленников с окладистыми бородами, частично вобрав ее в себя - вспомним про царских генералов, ставших под красные знамена, про утонченных поэтов, ставших писать:

"Революцьонный держите шаг, 
Неугомонный не дремлет враг!"

Интересно читать стенограммы партийных съездов 20-х-50-х гг., или, например, речи Сталина. Но, кстати, то же относится и к публичным речам Ленина. Они все говорят крайне просто. Я бы даже сказал, в них наличиствует подчеркнутый анти-интеллектуализм. "Жить, товарищи, стало легче, жить стало веселее. А когда весело жить - и работа спориться". Как-то так. Это именно разговор с народом на его языке. Возможно, кстати, именно поэтому сталинская группа в свое время победила более интеллектуальное крыло в большевисткой партии.

К сожалению, это единство стало истощаться довольно быстро. Я не знаю, когда.
 
Не в двадцатые - читаю рассказ современника про двадцатые годы:
Размер оклада не имел никакого значения: как член партии Сажин на любой работе имел право получать не больше партмаксимума, а он в те времена составлял девяносто рублей — сумму ничтожную.

В тридцатые (и позже), когда было принято решение использовать материальное стимулирование, разрыв между самыми бедными и богатыми не составлял более 1:10 - то есть неквалифицировнный рабочий получал 90, а академик - 900. Интересно, что это очень близко к соотношению, которое устанавливало между максимальной и минимальной зарплатой своим первым декретом Парижская коммуна в 1871 году - и, скорее всего, такое соотношение является оптимальным для красных (хотя в 30-х сторонники т. Троцкого страшно ругались по этому поводу).

Наверное, ощущение равенства и единства, пусть все время утончающееся, держалось почти до конца Советской власти. Хотя было уже раздражение и неприязнь к ним, к начальству. А потом все рухнуло.

И мы имеем сейчас то, что имеем. 
В экономическом плане - Москву и Питер, - и Россию, в которой зарплата 5000-7000 рублей - а пенсии вообще позорище. При этом дело даже не только в зарплате - а опять в расколе на две разных страны. Опять те же две России. Элита - с ее Куршевелями, яйцами Фабержье, и нищеброды, для которых Петросян по телику и для особо удачливых - дешевенькие отели в Анталии. И взаимное презрение обеих Россий друг к другу.

Четырехсотлетняя матрица восстановилась поразительно быстро - и продолжает восстанавливаться. Вчера на "Эхе Москвы" политологи обсуждали левый электорат в России - и один из них с удивлением сказал, что в начале двухтысячных произошло вливание в этот электорат, состоявший большей частью из пожилых людей, ностальгирующих по СССР, совершенно новой категории - молодежи, СССР часто даже не помнящей. И в мотивации их выбора ключевым явялется именно ощущение неравенства, несправедливости, которая является главной характеристикой послесоветской России.

Поэтому - гражданская война не закончилась. Я это констатирую совершенно без восторга. Это просто данность. То, что она не выплескивается на улицы с автоматами в руках - это еще ничего не значит. Просто идет очередное напряжение тектонических разломов.

А потом снова ёбнет.

Date: 2007-10-15 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] turbik.livejournal.com
<<И взаимное презрение обеих Россий друг к другу.

сами знаете - неправда. сверху импотенция, бездарность, презрение (из-за собственной бездарности, ибо им себя уважать не за что, вот они в других себя презирают) и скрытый страх, снизу - ненависть (оправданная), зависть (идиотская) и идиотизм без прилагательных.

НИКТО ЭТИХ БАРАНОВ НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ раз за разом идти и голосовать за мясников.

рабская порода.

Date: 2007-10-15 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
все-таки слишком зло, хотя и не без причины
конечно, отношения между "верхами" и "низами" более сложны - и были всегда сложнее, чтобы уложить их в одно-два слова

(no subject)

From: [identity profile] turbik.livejournal.com - Date: 2007-10-15 06:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2007-10-15 06:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turbik.livejournal.com - Date: 2007-10-15 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2007-10-15 07:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turbik.livejournal.com - Date: 2007-10-15 07:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2007-10-15 07:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-10-15 06:21 pm (UTC)

Date: 2007-10-15 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] roman-n.livejournal.com
Все это понятно, близко и очень хорошо. Но.... не сработало. Как только исчезло последнее поколение воспитанное ДО революции коммунизм утерял точку опоры.

Date: 2007-10-15 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
наверное, именно так
коммунисты, как сказал какой-то антикоммунист, как крысы, заводятся там, где бедность и антисанитария
когда с этими двумя явлениями было покончено в СССР - исчезли и коммунисты

(no subject)

From: [identity profile] zimopisec.livejournal.com - Date: 2007-10-16 07:25 am (UTC) - Expand

Date: 2007-10-15 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] h-o-braza.livejournal.com
в современной исторической науке очень не любят термин "крестьянская война", и выше перечисленные восстания и бунты за таковы не признают, по крайней мере кроме Пугачёва.

Date: 2007-10-15 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
я знаю - и даже об этом упомянул

(no subject)

From: [identity profile] h-o-braza.livejournal.com - Date: 2007-10-15 07:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2007-10-15 07:50 pm (UTC) - Expand

Очень хорошо написано!

Date: 2007-10-15 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] stalinist.livejournal.com
Очень хорошо написано!

Date: 2007-10-15 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] perfect-radish.livejournal.com
Вы подменяете понятия. Гражданская война — это прежде всего ВОЙНА. Всеё-то разницы, что гражданская. А подспудное недовольство некоторых групп существующим порядком вещей, является совершенно нормальным (и непрекращающимся) фоновым процессом в абсолютно любом государстве мира.

Date: 2007-10-15 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
недовольство - это всегда
но вот наличие раскола - это уже более серьезно
смысл того, что я писал - кстати, не с позиции - что я де чего-то понял, и спешу осчастливить человечество, для меня ЖЖ - ээто площадка для размышлений - так вот, именно наличие этого раскола и является для меня проявлением вялотекущей гражданской войны

(no subject)

From: [identity profile] perfect-radish.livejournal.com - Date: 2007-10-16 01:02 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2007-10-16 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] unrealcolonel.livejournal.com
Просто Гражданская война, как и война вообще, может быть разного градуса накала - как холодной, так и горячей.

(no subject)

From: [identity profile] perfect-radish.livejournal.com - Date: 2007-10-16 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] unrealcolonel.livejournal.com - Date: 2007-10-19 08:14 am (UTC) - Expand

Date: 2007-10-15 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] krol-hydrops.livejournal.com
Про 1:10 что-то есть, да. "Человеческий масштаб". А то - смешно, когда говорят: "олигарх - потому и олигарх, что работает 24 часа в сутки". Ну и что? Допустим, нормальный человек работает только 8 часов в сутки. Да, 24 больше 8 - но только в 3 раза, а не в 1000.

Date: 2007-10-15 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
абсолютно согласен
я даже согласен, что какие-то отдельные штучные личности могут и выходить за этот предел: Эйнштейн, Бор, Королев (хотя именно им деньги как раз и фиолетово) - даже Билли Гейтс, не к ночи будет упомянут - но не до такой же степени!

Re: Идея капитализма

From: [identity profile] warlen.livejournal.com - Date: 2007-10-16 05:30 am (UTC) - Expand

Date: 2007-10-15 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] sachko74.livejournal.com
Сильно. Сижу уже час в размышлениях.

Date: 2007-10-15 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
не, ну час - это все-таки слишком много, честное слово!

(no subject)

From: [identity profile] sachko74.livejournal.com - Date: 2007-10-15 09:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-10-15 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] pzkpfw.livejournal.com
Интересно. Весьма. Спасибо.

Date: 2007-10-15 10:26 pm (UTC)
From: [identity profile] kolobok1973.livejournal.com
Текст - +1
Комменты - +10

Date: 2007-10-16 12:27 am (UTC)
From: [identity profile] tantalus2.livejournal.com
Насчет половинчатости реформ Александра II: допустим, что крестьянская реформа 1861 года была бы радикальной, т.е. крестьян не просто отпустили бы на волю, а наделили землей, до этого находившейся в собственности помещиков. Но ведь пахотные крестьяне составляли лишь чуть больше половины всех крепостных, а более 40% из них было "дворовыми людьми", то есть, попросту говоря, холуями. Ну и куда прикажете девать всю эту прорву холуев? Кому в эгалитарном обществе нужны десятки миллионов лакеев и половых? Каким способом Вы предлагаете вышибать из них застарелые холуйские привычки?

Date: 2007-10-16 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] warlen.livejournal.com
Свежо предание, да верится с трудом. Едва ли такое возможно, хотя бы по экономическим соображениям. Может быть, крестьянам было выгодно считаться дворовыми. Или помещикам выгодно было записывать крестьян как дворовых. Что-нибудь там с налогами или с возможностью отпустить на заработки в город... Да, вероятнее всего, это были фактически сезонные рабочие.

(no subject)

From: [identity profile] tantalus2.livejournal.com - Date: 2007-10-16 03:34 pm (UTC) - Expand

)))

From: [identity profile] caliban-upon.livejournal.com - Date: 2007-10-17 11:55 am (UTC) - Expand

Re: )))

From: [identity profile] tantalus2.livejournal.com - Date: 2007-10-17 01:57 pm (UTC) - Expand

Re: )))

From: [identity profile] caliban-upon.livejournal.com - Date: 2007-10-18 09:30 am (UTC) - Expand

Re: )))

From: [identity profile] tantalus2.livejournal.com - Date: 2007-10-18 02:06 pm (UTC) - Expand

Re: )))

From: [identity profile] caliban-upon.livejournal.com - Date: 2007-10-21 06:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-10-16 12:53 am (UTC)
From: [identity profile] postoronni.livejournal.com
Очень точно всё подмечено.

Date: 2007-10-16 03:59 am (UTC)
From: [identity profile] firefloater.livejournal.com
Очень хорошо. Действительно, пока эти две России враждуют - ни фига полезного не выйдет, ни для той, ни для другой.

ИМХО: В нормальной ситуации этим двум Россиям враждовать незачем. Вражда закладывается при смешивании в одну кучу мозгов и денег. Когда пытаются установить шизофренический принцип: "Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?", тогда и начинается массовая шизофрения. Потому, что "презрение к низам" сильнее всего разжигают неинтеллектуалы, нахапавшие денег и уверенные в том, что это произошло благодаря их мега-мозгу. Потому, что интеллектуалы, лишенные возможности заниматься интеллектуальной работой из-за опасности сдохнуть с голоду, справедливо озлобляются на эту самую "элиту", описанную предложением выше. В нынешнем случае функцию смешивания выполняет свободный рынок и "материальное стимулирование", в царские времена - наследование.

Поправочка:
> Я бы даже сказал, в них наличиствует подчеркнутый анти-интеллектуализм. "Жить, товарищи, стало легче, жить стало веселее. А когда весело жить - и работа спориться". Как-то так. Это именно разговор с народом на его языке.

Это не анти-интеллектуализм. Это - анти-снобизм, анти-выпячивание-интеллекта. Тем паче, что массу постоянно поднимали, тянули вверх.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] firefloater.livejournal.com - Date: 2007-10-17 03:11 am (UTC) - Expand

Date: 2007-10-16 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] rabid-worg.livejournal.com
К сожалению, во второй половине 20-го века к власти окончательно пришла номенклатура, которая зацементировала СССР в том социально-экономическом развитии, которое было на тот момент.
Естественно, что закостеневшая система умирает.
Горбачев начал было реформы, но
1) было поздно
2) было бездарно.

А так, идеальное государство - это СССР с частными парикмахерскими (утрированно).

Date: 2007-10-16 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] warlen.livejournal.com
> А так, идеальное государство - это СССР с частными парикмахерскими (утрированно).

Т. е. СССР времён НЭПа?

(no subject)

From: [identity profile] rabid-worg.livejournal.com - Date: 2007-10-16 01:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-10-16 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] ma79.livejournal.com
простите, а что не так на фото 1892-го года?

Date: 2007-10-16 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
тем, что фото 16 века - будь оно тогда изобретено - выглядело бы точно так же: нищета и убогость

(no subject)

From: [identity profile] ma79.livejournal.com - Date: 2007-10-16 10:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2007-10-16 11:48 am (UTC) - Expand

Date: 2007-10-16 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] mrtort.livejournal.com
Собственно именно поэтому, все зоологические антисоветчики - не менее зоологические русофобы. Как сказала Валерия Ильинична на вопрос о самом жестоком разочаровании в жизни

- Самое большое разочарование связано с народом. До 93-го я думала, что народ – жертва системы, что коммунисты его изнасиловали. И что он пойдёт строить свободное общество. Оказалось, что не народ – производное от коммунистов, а коммунисты – производное от народа.
From: [identity profile] caliban-upon.livejournal.com
Один из которых назывался - "Сибилла, или две нации", вроде так. Там, а роман 1844года, обстоятельно утверждалось, что в тогдашней Британии существуют 2-е нации: БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ.
Так что это не специфическая проблема для России, ИМХО. Она была характерна для всех стран Зап.Европы.
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
да, в Финляндии было то же самое в 1918 - оттого такое ожесточение в ихней гражданской
но везде как-то утряслось
а вот в России нет
а сейчас стремительно возрождается

вопрос

Date: 2007-11-07 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kamarado-anton.livejournal.com
Сторонники Троцкого требовали увеличения разницы между максимальной и минимальной оплатой труда или уменьшения?

Re: вопрос

Date: 2007-11-07 11:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Сталина они упрекали за введение принципов материального стимулирования, которое считали уступкой буржуазности
так что значит уменьшения

November 2017

S M T W T F S
   1234
56 78 91011
12131415 161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 01:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios