kommari: (suomi)
[personal profile] kommari
...Четыре города позже стало:
Новый Карлеблю стал и Старый.
Густав король сразу в первые годы
Им даровал городские свободы.
Русских принудил в упорном бою
Пораженье признать и силу свою,
Пред королевской волей склониться,
Признав начертанье новой границы,
Чтоб за Кегсгольмом она пролегала,
От русских Финляндию чтоб отделяла.


1626 г.
Из книги: Иоанн Мессений, "Рифмованная хроника о Финляндии и ее обитателях".

Date: 2015-07-08 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] kontuzija.livejournal.com
Кексгольм кстати это древняя Корела, центр тру карел, давших название перешейку (считавшемуся раньше иногда островом), некогда даже якобы ходивших походом на Сигтуну шведскую, (или Уппсалу, не помню) и стыривших оттуда церковные алтарные врата (за ненадобностью подарили Новгородской Софии вроде), а после смутного времени и столбовского (или какого там) мира массово сваливших в Тверскую область и на перешеек между Ладогой-Онегой, на территорию теперешней Респ. Карелия. Котирую своих предков, были когда-то и мы рысаками)))

Date: 2015-07-09 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] eh49.livejournal.com
Финляндия часто с врагами сражалась,
От сильных захватчиков оборонялась.
Русские, шведы, норвежцы и даны
С разных сторон на неё наседали.
В борьбе её силы совсем истощились,
Казалось, страна навек покорилась,
Согнулась пред шведскою, русскою злостью,
Норвегия тоже была злою гостьей.
России давно покорилась Корела,
Чужие сидели и в прочих уделах.
Но финны упорно снова и снова
Освобождались от ига чужого.
Часто они чужаков прогоняли
И снова свободу свою обретали.


Источник: От времён потопных: Старинные финляндские хроники / Тексты Иоанна Мессения; Перевод, комментарии и подбор справочных материалов Якуб Лапатка. – СПб.: Гйоль, 2013. С. 23.

Date: 2015-07-09 11:17 pm (UTC)
From: [identity profile] supermipter.livejournal.com
оригинальное прочтение истории. да. на англоязычных источниках финны свою историю в таком ультрапатриотическом ключе не видят.

Date: 2015-07-10 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] eh49.livejournal.com
>на англоязычных источниках финны свою историю в таком ультрапатриотическом ключе не видят<
--------------------

Если думаете, что «Рифмованная хроника о Финляндии и её обитателях» – финноязычный источник, то ошибаетесь. Оригинальный язык Хроники – старошведский. Автор её, швед Иоанн Мессений (или Йоханнус Мессениус, 1579–1636), родился и жил в Швеции, в 1609 году получил профессорскую кафедру в университете Упсалы. В 1616 году был обвинён в государственной измене, пожизненное заключение отбывал в крепости Кайяни в Финляндии.

Date: 2015-07-09 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
Объективности ради, необходимо отметить, что шведский страх перед русскими во многом был связан с крайне неразумной политикой России по отношению к Швеции в правление Годунова и его предшественников, как то - фактическое непризнание независимости Швеции от Дании ввиду русско-датского союза (не оправдавшего себя), а позднее поддержка низложенного Эрика XIV при Иване IV и переговоры о антишведском союзе с Польшей вкупе с поддержкой притязаний принца Густава (сына того самого Эрика) на шведский престол. Уже в конце правления Густава-Адольфа намечается почва для русско-шведского сближения на почве совместного противостояния Речи Посполитой. См. книгу "Несостоявшийся русский царь Карл-Филипп".
Edited Date: 2015-07-09 03:53 pm (UTC)

Date: 2015-07-09 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] proseka199.livejournal.com
А в чем неразумность-то была?
И чем для России поддерживать Швецию было хуже, чем воевать с нею? В те-то времена?

Date: 2015-07-09 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
А в чем неразумность-то была?
Курс на союз с Данией себя не оправдал, зато отношения со Швецией были испорчены окончательно.
И чем для России поддерживать Швецию было хуже, чем воевать с нею?
Союз со Швецией давал возможность совместно разделить Речь Посполитую. Разве это не выгодно?
Edited Date: 2015-07-09 05:38 pm (UTC)

Date: 2015-07-09 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] supermipter.livejournal.com
так вы еще и дипломат...уууууууууу

Date: 2015-07-10 02:52 am (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
Вы читали что-нибудь по теме или потроллить пришли?
Ах да, я же совсем забыл, вы только троллить и умеете.
Edited Date: 2015-07-10 02:57 am (UTC)

Date: 2015-07-11 11:55 pm (UTC)
From: [identity profile] alter-vij.livejournal.com
ну нельзя же быть таким идиотом, так попутать эпохи на пару поколений...

Date: 2015-07-23 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
Это вы кому, собственно?

Date: 2015-07-09 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] supermipter.livejournal.com
союз с Данией заключили и Романовы, с его помощью откусывали от швеции кусок за куском, одержали сотни славных побед, очень надежный был союзник, а red_white_gold просто из этих новых дипломатов.

Date: 2015-07-10 02:57 am (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
Матчасть:
"В Москве лелеяли мечту о браке княжича Василия (или Дмитрия-внука) с датской принцессой и потому были весьма отзывчивы к любым пожеланиям Ганса. Некоторые историки полагают также, что Ганс обещал увлеченному его смелыми планами московиту передать ему со временем, после своего восшествия на шведский трон, некоторые пограничные волости Финляндии.
3 марта 1497 года в Новгороде было заключено перемирие между Русью и Швецией на 6 лет. А 26 ноября того же года король Ганс, захватив Стокгольм, стал королем Швеции. До августа 1501 года он удерживал на своей хитроумной голове сразу три короны — Дании, Норвегии и Швеции.
В Москве победа «друга Ганса» породила большие надежды, которые сменились вскоре горьким разочарованием. Датчанин не собирался делать Ивану III каких-либо территориальных уступок в южной Финляндии или Карелии. Раздосадованный Иван велел возобновить боевые действия на шведской границе. Но особых успехов здесь не достигли. Тогда Иван в 1499 году решил без обиняков высказать свою сокровенную мечту и послал сватов к датско-норвежско-шведскому королю (161, 148). Одновременно жених — княжич Василий — получил в управление Новгородскую и Псковскую земли. Теперь будущий тесть король Ганс имел все основания подарить Василию в качестве приданого за дочерью вожделенные карельские волости и погосты.
Все эти матримониальные планы Ивана III имели ряд существенных изъянов. Во-первых, перспектива породниться с «московитами» не вызывало энтузиазма у европейских монархов. Они продолжали смотреть на Русь как на варварское полугосударство, состоящее в непонятных отношениях с татарами и к тому же приверженное греческой «схизме» — неправильному вероучению. Брак с московским жецихом требовал от невесты перехода в православие, что также казалось своего рода унижением. Во-вторых, история с неудачным штурмом Выборга и захват шведами Ивангорода показали, что при всей своей многочисленности московская армия не умеет захватывать сильные каменные крепости европейского типа, а сама Россия с моря вообще не прикрыта каким-либо флотом. Наконец, власть самого короля Ганса в Швеции была относительно слабой и далеко не походила на ту деспотическую власть, которую выковал для себя московский государь. Его поступки зависели от мнения шведской аристократии, которая в массе своей не хотела и слышать о каких-либо территориальных уступках по отношению к Руси. Ганс был избран королем именно с тем расчетом, что он будет управлять страной «заочно», из Дании, и не станет стеснять полновластия аристократии (173, 117).
Иван III, кажется, несколько переоценил свои возможности. Сватовство княжича Василия было отвергнуто королем Гансом в 1499 году. Равным образом отвергнуты были и русские требования о возвращении некоторых приграничных волостей, высказанные русскими послами в Стокгольме в 1501 году. В дальнейшем отношения Руси со Швецией приняли прохладно-миролюбивый характер. Шведы обещали не вмешиваться в конфликты Новгорода и Пскова с Ливонией, а Москва отказалась от попыток военной силой пошатнуть власть шведов в южной Финляндии и на Карельском перешейке."
(http://www.litmir.co/br/?b=95063&p=186)

Date: 2015-07-10 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] supermipter.livejournal.com
о господи, он еще и рассуждает.

Date: 2015-07-10 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
Ну в самом деле, кто такой Н. С. Борисов, специалист по российской истории по сравнению с таким кладезем мудрости, как вы?

Date: 2015-07-10 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
Понятно, то есть рассматривать соображения Борисова вы отказываетесь?

Date: 2015-07-10 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] supermipter.livejournal.com
я уже написал о них.

Date: 2015-07-10 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
Дык это - какова практическая польза от русско-датского союза в XVI - начале XVII веках?

Date: 2015-07-10 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] supermipter.livejournal.com
во-первых, само заключение союза со столь сильным европейским государством, это уже огромный шаг вперед. К примеру сейчас Россия(вашими стараниями между прочим говоря) находится в таком состоянии что страны уровня Дании никаких союзов с Россией заключать не будут.

Date: 2015-07-10 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
заключение союза со столь сильным европейским государством
Иван III много с кем союзы заключал, вообще-то. С крымским ханом, с Молдавией, с Венгрией, с кайзером Священной Римской империи...
вашими стараниями между прочим говоря
Лично моими? Вау)
Edited Date: 2015-07-10 09:49 am (UTC)

Date: 2015-07-10 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] supermipter.livejournal.com
==Иван III много с кем союзы заключал, вообще-то. С Молдавией, с Венгрией, с кайзером Священной Римской империи...==
я и говорю "К примеру сейчас Россия(вашими стараниями между прочим говоря) находится в таком состоянии что страны уровня Дании никаких союзов с Россией заключать не будут."

==Лично моими? Вау) ==
нет, не лично вашими йоу.

Date: 2015-07-10 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
нет, не лично вашими
А чьими тогда???

Date: 2015-07-10 03:02 am (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
А если вы не понимаете разницу между XV-XVI и XVII-XVIII веками, то все претензии только к вам :)

Date: 2015-07-10 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] supermipter.livejournal.com
я беру ситуацию в её развитии, сначала Россия была варварским королевством на далекой окраине, и русским потребовалось много времени и много труда чтобы стать вровень и тогда датчане отдали датскую принцессу.
Edited Date: 2015-07-10 09:05 am (UTC)

Date: 2015-07-10 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
По факту союз с Данией при Гансе особой пользы не принес - датчане воспользовались стремлением Ивана III округлить свои владения на границе со Швецией, поставив условием союза изгнанием ганзейцев из Новгорода. Что, в свою очередь, испортило отношения с Ливонским орденом и сказалось на ходе русско-литовской войны 1500-1503 года. В Ливонскую войну союз с Данией тоже в итоге себя не оправдал.
Edited Date: 2015-07-10 09:40 am (UTC)

Date: 2015-07-10 03:14 am (UTC)
From: [identity profile] red-white-gold.livejournal.com
Да, вот (http://coollib.com/b/265094/read)хорошая книга про русско-шведские взаимоотношения в начале XVII века.

November 2017

S M T W T F S
   1234
56 78 91011
12131415 161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 9th, 2026 01:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios