(пост там у меня хороший, жалко будет, когда затеряется)
http://krylov.livejournal.com/1410692.html
наехали там на Петра Первого, на Петербург, фофудья там, русский путь и все такое, ну и не смог я промолчать
особенно возмутило г-на Крылова мое упоминание Исаака Невтона и членов Королевской Академии в париках - усмотрен был в этом русофобский выпад - дескать, мы русские - быдло, а в Англии лорды, панимаешь, в белых париках
ну в общем я ответил:
как это обычно у т.н. патриотов, Вы придрались к частности, игнорировав главное
а главное заключается в том, что пока в Московии 17 века считали, что Земля четырехугольная и гнобили друг друга за правильные или неправильные переводы Евангелия и как креститься - двумя перстами али тремя, в Англии, Голландии и Италии готовили предпосылки будущей промышленной и научной революции
дамы в роскошных платьях (крючок!) приглашали в светские салоны физиков, чтобы те продемонстрировали высшему обществу принципы действия гальванических машин, звали астрономов с телескопами и химиков с реактивами
то, что английские лорды-академики сидели в париках - это, собственно, неважно
хоть в буденовках
кстати, о буденовках
ребята в буденовках открыли в 1918 году Радиевый институт в голодном и холодном Петрограде, а в начале 20-х отправили молодого Капицу на стажировку к Резерфорду, в Англию, какое совпадение!
не зря Петра Великого обзывали некоторые прозорливые историки большевиком на троне, ибо и тот и те поняли, что нужно России - а нужна была ей модернизация
как это поняло руководство китайской компартии в 1978, покончив с леваками и объявив программу четырех модернизаций
как это поняла элита Японии времен Реставрации Мэйдзи в 186-каком-то там году, поняла, понимаешь, что можно сколько угодно надувать щеки и гордиться самобытностью, но супротив европейской артиллерии и броненосцев на паровом ходу никакие самураи не потянут
не пресловутую Русскую Идею надо искать, не кичиться тем, что Ивашка Грязный да Васька Косой церковь при царе Горохе без единого гвоздя соорудили, не заниматься схоластикой - что такое русский и чем он отличается от россиянина...
а Вы все к словам-парикам цепляетесь
смешно, право
http://krylov.livejournal.com/1410692.html
наехали там на Петра Первого, на Петербург, фофудья там, русский путь и все такое, ну и не смог я промолчать
особенно возмутило г-на Крылова мое упоминание Исаака Невтона и членов Королевской Академии в париках - усмотрен был в этом русофобский выпад - дескать, мы русские - быдло, а в Англии лорды, панимаешь, в белых париках
ну в общем я ответил:
как это обычно у т.н. патриотов, Вы придрались к частности, игнорировав главное
а главное заключается в том, что пока в Московии 17 века считали, что Земля четырехугольная и гнобили друг друга за правильные или неправильные переводы Евангелия и как креститься - двумя перстами али тремя, в Англии, Голландии и Италии готовили предпосылки будущей промышленной и научной революции
дамы в роскошных платьях (крючок!) приглашали в светские салоны физиков, чтобы те продемонстрировали высшему обществу принципы действия гальванических машин, звали астрономов с телескопами и химиков с реактивами
то, что английские лорды-академики сидели в париках - это, собственно, неважно
хоть в буденовках
кстати, о буденовках
ребята в буденовках открыли в 1918 году Радиевый институт в голодном и холодном Петрограде, а в начале 20-х отправили молодого Капицу на стажировку к Резерфорду, в Англию, какое совпадение!
не зря Петра Великого обзывали некоторые прозорливые историки большевиком на троне, ибо и тот и те поняли, что нужно России - а нужна была ей модернизация
как это поняло руководство китайской компартии в 1978, покончив с леваками и объявив программу четырех модернизаций
как это поняла элита Японии времен Реставрации Мэйдзи в 186-каком-то там году, поняла, понимаешь, что можно сколько угодно надувать щеки и гордиться самобытностью, но супротив европейской артиллерии и броненосцев на паровом ходу никакие самураи не потянут
не пресловутую Русскую Идею надо искать, не кичиться тем, что Ивашка Грязный да Васька Косой церковь при царе Горохе без единого гвоздя соорудили, не заниматься схоластикой - что такое русский и чем он отличается от россиянина...
а Вы все к словам-парикам цепляетесь
смешно, право
no subject
Date: 2006-12-14 05:35 pm (UTC)no subject
Date: 2006-12-14 06:46 pm (UTC)(мне это нравится в определённом смысле)
no subject
Date: 2006-12-14 07:20 pm (UTC)no subject
Date: 2006-12-14 07:38 pm (UTC)И деспотизм, и личные черты - кто бы спорил.
Но для меня основный пункт - модернизация.
В этом смысле Петр схож со Сталиным - тоже иногда варварские, если не говорить, чудовищные методы, но при этом - спасение страны от превращения ее в полуколониальную страну (если не в прямую колонию или раздраковывание страны на кусочки).
Это тема огромная, - и про Петра и про Сталина, и, наверное, никогда однозначного ответа не будет.
Но вот считать Московское царство - или допетровскую Русь - неким успешным госудраством, которое Петр разрушил, - никогда не соглашусь.
no subject
Date: 2006-12-14 08:44 pm (UTC)Что касается доптровской России: это было не такое уж плохое государство. По крайне мере, вовсе необязательно было делать то, что делал Петр. Например, в России уже было вполне профессиональное войско - стрельцы. Однако Петр решил его полностью уничтожить и лишь потом приступил к созданию своей армии. Кстати, начинать все с нуля - вообще отличительная черта Петра. Взять хотя бы Питер - на кой черт нужно было его строить на том месте, на котором это делалось, и гробить при этом тысячи людей на строительстве? Ведь в паре десятков км от Петербурга уже был крупный торговый центр - шведский Нием, который Петр захватил и...уничтожил. Просто сравнял с землей. Там вообще ничего не осталось. Зачем?
no subject
Date: 2006-12-14 09:57 pm (UTC)ну это уже домыслы
no subject
Date: 2006-12-14 09:59 pm (UTC)no subject
Date: 2006-12-14 10:49 pm (UTC)На каждого Ключевского есть Солоневич, а на каждого Солоневича есть Покровский.
no subject
Date: 2006-12-15 12:59 am (UTC)Естественно, точно мы ничего не знаем, но предполагать явно можем.
no subject
Date: 2006-12-15 02:56 pm (UTC)no subject
Date: 2006-12-15 03:32 pm (UTC)no subject
Date: 2006-12-15 12:32 am (UTC)американцы тоже хотели построить атомную бомбу, чтобы не терять миллионов при штурме Японских островов и на Сталина заодно заиметь дубину
но при этом двинули всю мировую науку и технологии
то есть даже если предположить, что Петр хотел ТОЛЬКО модернизировать армию и флот (кстати, известное изречение принадлежит Александру Третьему), то это все равно автоматически двигало всё
но: Петр еще развивал и науку - ну уж никак Кунсткамеру с развитием ВПК того времени Вы не соедините, я надеюсь :)))
no subject
Date: 2006-12-15 01:09 am (UTC)no subject
Date: 2006-12-15 08:50 am (UTC)Если вы вспомните рефолрмирование армии, оно началось с нескольких Азовских походов - начиная с Голицына - в которых стрельцы показали себя мягко говоря хреново.
Петр строил именно профессиональную армию, в корне отличающуюся от идеи стрельцов - которые были привязаны к семьям, домам, имуществу. Это иной тип солдата.
Такой солдат не будет соверщать переход через Альпы, условно говоря.
Как же экономика стала отсатолой после Петра? Да что же Вы говорите? Наследники Петра - до Елизаветы - да, хотели даже Петербург снести и флот гнил. Но это потому, что Россия, конечно, устала.
Я не говорю, что Петровские мануфактуры и заводы были сделаны правильно. Сам факт, что на них работали крепостные, приписанные к заводам, сыграл жутко роковую роль.
Но тут мы опять вступаем в опасное поле альтернативных историй, которые очень интересно читать как интеллектуальные упражнения. Но у меня в последнее время сформировался такой тезис: Ежели что-то произошло, то значит иначе произойти и не могло.
В общем, не начиная длиннющего спрора, Вы, имхо, переоцениваете допетровскую Русь, недооцениваете того, что Петром было сделано (а я не согласен, что все сводилось только к армии).
PS. Даже для современной армии и флота того времени нужны:
1) металлургия
2) кораблестроение
3) навигация - то есть сразу нужеы и штурманы, и картография, и оптические приборы того времени
4) всякие такие мануфактуры делать шинели, паруса, военную форму
5) пороховые заводы
то есть связь сильная армия=сильная промышленность была всегда, странно, что Вы это оспариваете
no subject
Date: 2006-12-15 03:44 pm (UTC)По поводу экономики: я не сказал, что она была отсталой - я сказал, что она была в кризисе. Это все-таки разные вещи.:)
По поводу промышленности: я разве где-то говорил, что петр развивал только армию? нет, я говорил о том, что Петр развивал всю страну, исходя из нужд армии. Это опять же разные вещи. Безусловно, Петр много сделал для россии. но если бы петр исходил из нужд экономики, а не из нужд армии, получилось бы гораздо лучше. Опять же, если бы Петр хотел именно привить русским культуру, повысить уровень образования и т.д., а не просто сделать "так, как в Европе", то и эффект был другой.
no subject
Date: 2006-12-15 03:56 pm (UTC)Надо будет его соответствующему периоду главы перечитать.
Но вот - не то, чтобы хотел оставить за собой последнее слово, нет! но: "если бы Петр хотел именно привить русским культуру, повысить уровень образования..."
модернизируете, чесслово, модернизируете менталитет того времени, да еще менталитет царя-батюшки! не думали тогда в таких категориях! может, сотней годов позже, начиная с Екатерины такие слова и начали входить в лексикон правителей (не только в России) - на уровне риторики или даже идеалистических задумок - но в конце 17 века, когда Петр начинал - однозначно нет.
no subject
Date: 2006-12-15 05:40 pm (UTC)Про, честно говоря, в истории было куда больше царей, которые занимались реформами в нашей стране. Причем проводили эти реформы гораздо грамотнее (или, по крайней мере, не так жестоко) чем Петр. О том, что нам неплохо бы учиться у Запада, задумался еще Годунов. Только его почему-то считают последней дрянью и детоубийцецй (что есть бред абсолютный), а Петра - героем России. Ну вот не нравится мне это.:)
no subject
Date: 2006-12-15 06:14 pm (UTC)слыхал я в престроечные времена:
1) что лучше бы в противостоянии Литовская Русь и Московская Русь лучше бы победила Литовская
2) что лучше бы Новгородский вариант победил бы Московский
3) что Лждемитрий Первый был очень неплохим вариантом
4) что выбор польского царевича был бы лучше для России
5) что заговор верховников ("кондиции" Анне Иоановне) был бы лучшим вариантом для России
6) что Александр Второй уже вот-вот подписал конституцию, да тут Рысаков со своей бомбой
7) что Столыпин вот-вот - да тут эсеры
и так до наших дней...
это я так навскидку, а можно было бы продолжить
хоть и та же игра в альтернативы
т.е. наводит на размышления: Россия каждый раз выбирала централизм и жесткие варианты
это какой-то код (или матрица) нашей истории...
PS. Но это уже такая высокая метафизика, что можно трактаты писать, камментами в ЖЖ не отделаешься :)
no subject
Date: 2006-12-15 08:45 pm (UTC)А вообще, таки да, не везет России.:(
no subject
Date: 2006-12-15 01:15 am (UTC)Одно радует: судя по Яндексу, не я один такой глупый.:)))
no subject
Date: 2006-12-14 07:40 pm (UTC)no subject
Date: 2006-12-14 08:45 pm (UTC)no subject
Date: 2006-12-14 08:51 pm (UTC)no subject
Date: 2006-12-15 06:47 am (UTC)ссср-тоже был создан русскими par ex –поэтому, я полагаю, русский народ заслуживает некоего уважительного отношения к себе по меньшей мере.
Тем более странно слышать слова о стране раздолбаев и лапотников от коммуниста, и, может быть, даже русского коммуниста, хотя именно такое барски-пренебрежительное отношение к русским- тяглу страны,и послужило причиной распада сначала ри, а затем и ссср
Услышав же насчёт же обезьян в париках-просто уточнил кое что для себя
no subject
Date: 2006-12-15 08:33 am (UTC)Я считаю Россию страной тех, к то в ней живет - русских, татар, евреев, чеченцев и еще более 100 народов.
Будучи сам русским, считаю что раздолбайство, дикость и азиатчина нашему народу присуща. Об этом говорил в том числе и Ленин.
Подозреваю, впрочем, что для Вас он уже не Ленин, а жЫдокламык Бланк.
Что же касаемо коммунистов - не нынешних, а тех кто делал Октябрь - то их вообще вопросы национальности меньше всего волновали. За что их уважаю. А волновали их вопросы справедливости, равенства и братства.
Я бы не хотел начинать склоку, в конце концов чтение моего журнала не является Вашей обязанностью.
no subject
Date: 2006-12-15 11:48 am (UTC)когда я писал безотносительно к личностям, я , безусловно, имел в виду исторических личностей, и ленина в том числе
а последняя Ваша фраза означает ли, что Вы не желаете вести полемику на страницах своего журнала?
no subject
Date: 2006-12-15 12:51 pm (UTC)это для меня принципиально
как для русского человека
во всем остальном - пожалуйста
более того, я даже не настаиваю на своей абсолютной правоте - даже если какую-то свою точку зрения высказываю, я оставляю место для сомнений, и, в отличии от многих авторов ЖЖ, готов свое мнение изменить
если меня убедят
no subject
Date: 2006-12-15 09:07 am (UTC)no subject
Date: 2006-12-15 09:54 am (UTC)повтотрю вслед за уважаемым КОММАRI, чтение моих комментариев не является Вашей обязанностью
no subject
Date: 2006-12-15 03:32 pm (UTC)no subject
Date: 2006-12-15 06:35 am (UTC)прощенья, как поётся в песне, проси не у меня