kommari: (Default)
[personal profile] kommari
История - минное поле не только в России. Данная статья была помещена на сайте "Альтернативные новости".
исходник
Перевод в меру неотшлифованный.


Фальсификация истории Финляндии заставляет говорить

Арто Туоминен / Arto Tuominen

Осенью 2006 года в Швеции появилась книга журналиста Хенрика Арнстада (Henrik Arnstad) «Спеларен Кристиан Гюнтер» («Spelaren Christian Gunter»). В ней рассказывается о шведском министре иностранных дел времен Второй мировой войны, по мнению которого нацизм был бы для Швеции хорошей альтернативой весной 1941-го года. Этот исторический труд был принят в Швеции с большим интересом.

Арнстад направляет палец обвинителя также и на Финляндию. Он считает, что Финляндия вела агрессивную войну против СССР в качестве союзника нацистов. Арнстад написал в газете «Дагенс Нюхетер» («Dagens Nyheter»), что «дело Финляндии не было нашим делом».

Эти высказывания Арнстада привлекли внимание в МИД Финляндии. Наша страна оказывалась объектом неприятного интереса к себе. Так что государственный секретарь Пертти Торстила отправился в контратаку против Арнстада. В шведской Научной академии 13.11.2006 он произнес торжественную речь, в которой защищал горячо тему «отдельной войны» (как в финской историографии называют войну Финляндии против СССР в 1941-1944 гг. – А.К.).

Арнстад оказался в центре бури, утверждая, что Финляндия всю послевоенную историю скрывала свой союз с нацистами и информацию о своих концлагерях. Он также предложил чиновникам из финского МИД записаться на курсы истории. Арнстад ответил на торжественную речь Торстила в газете «Свенска Дагбладет» («Svenska Dagbladet») 29.11.2006 статьей под заголовком «Финляндия лжет о нацизме». Арнстад напомнил, что Финляндия была единственной демократической страной в мире, которая добровольно стала союзником нацистской Германии.

Торстила получил все-таки в скандале с Арнстадом небольшую промежуточную победу, ведь за его спиной было все наше государственное руководство. «Отдельная война» так «отдельная война», пусть весь мир и самые новейшие исторические исследования какого угодно мнения об этом.

Новое пришествие Арнстада.

Хенрик Арнстад все-таки не отступился. Он выпустил новый исторический труд, связанный с нацизмом и Финляндией. У него очень характерное название, в вольном переводе на финский: «Груз вины – европейский путь в тени нацистской Германии» (по-шведски: «Skyldig till skuld – en europeisk resa i nazi-Tysklands skugga»).

Арнстад идет по Хельсинки, продуваемому ветрами и удивляется, глядя на памятник Маннергейму. В какой иной европейской стране можно в центре города наткнуться на памятник главнокомандующему, который был в союзе с Гитлером. Ни в какой!

В своей книге Арнстад разоблачает театральное представление, которое в Финляндии разыграли во время перемирия (т.е. между Зимней войной 1939-1940 гг. и 22 июня 1941 года – А.К.). Во время мира всё ждали каких-то символических бомб от русских и использовали первую же возможность напасть через границу для захвата lebensraum (нем. жизненное пространство – А.К.).

Он снова повторяет все признаки военного союза между Финляндией и Германией: широкую совместную работу, подчинение финских войск напрямую Германии или добровольное подчинение немецких войск финскому военному руководству. Цель была общей - уничтожение большевизма и уничтожение недочеловеков – носителей большевизма. Очень уместно он напоминает также отказ некоторых финских подразделений пересекать старые границы (в 1941-м г., когда финская армия достигла границ 1939 года. – А.К.).

Согласно Арнстаду финское руководство военного времени считало совместную борьбу с Гитлером огромной возможностью. Впереди маячила картина гигантских природных богатств и Великой Финляндии. Результатом же этого было то, что десятки тысяч финнов потеряли свои жизни!

Эти чудовищные концлагеря. Арнстад извлекает на свет приказ Маннергейма от 08.06.1941, в котором предлагается заключение под стражу русского населения на той стороне границы и помещение его в концлагеря. В 1942 году смертность в лагерях поднялась крайне, из заключенных умерло почти 20 %, что было необычно много для обыкновенных лагерей для пленных. Арнстад внимательно исследует историю самого ближнего к Петрозаводску лагеря для военнопленных, в котором были представлены 17 национальностей. По какой-то причине все умершие были русскими. Совпадение? В довершение ко всему 18 заключенных лагеря в Петрозаводске были расстреляны.

Финляндия обязана была защищать военнопленных, но из общего количества в 64 400 военнопленных 19 085 умерло! Массовая гибель военнопленных и заключенных была также провалом и для Финского Красного Креста, и – как не удивительно – председателем его оказался тот же самый Маннергейм, на котором лежит самая большая ответственность за военные преступления! Финляндия виновна в вопиющих нарушениях Женевской конвенции, в том числе и за насильственное привлечение пленных к работам по разминированию.

В целом в финских концлагерях было расстреляно более тысячи заключенных. Тысячи заключенных были избиты и только после того, как нацисты потерпели неудачу в Сталинграде, положение в финских лагерях улучшилось. Арнстад напоминает, что на это повлияли также статьи в шведской прессе о происходящем в финских концлагерях.

Арнстад поднимает вопрос также и о судьбе детей, заключенных в эти концлагеря. И особенно о том, как они до самого последнего времени пытались получить от Финляндии компенсацию за перенесенные в лагерях страдания. Очень хорошую отрицательную рекламу в книге Арнстада получил президент Мартти Ахтисаари, к которому заключенные, детьми бывшие в финских концлагерях, обратились в 1994 году – и не получили от него вообще никакого ответа. Финляндия отвергла требования о компенсациях, сказав, что у нашей страны нет ответственности за компенсации, так все было выплачено в качестве послевоенных репараций Советскому Союзу.

Как собаки из ошейника

Вернемся к памятнику Маннергейму. Год 2008-й. Глядя на памятник, Арнстад вспоминает, что, как Маннергейм, так и Ристо Рюти (глава правительства Финляндии – А.К) избежали обвинений в военных преступлениях – ускользнули, словно собаки из ошейника. Арнстад напоминает, что все финские историки, за исключением Марку Йоксипяя, Оула Сильвеннойнен и Ларс Вестерлунда, не осмеливаются касаться проблем фальсификации финской истории.

Финский академический научный мир в течение всего послевоенного время был вторичен от политики и книги об истории были подобны полю боя в 1941-44 гг.. Профессор истории майор Арви Корхонен (1890-1967) сумел скормить теорию «плавающего бревна» (что Финляндию занесло во Вторую мировую войну как плавающее бревно – А.К.) в голову каждого финского школьника. Теория подходит стране, у которой болезненные и мучительные воспоминания. Настойчивые повторения сказочной теории «плавающего бревна» уже где-то к 1980-м годам утонули в своей собственной невозможности.

Официальная Финляндия в течение всей своей послевоенной истории сосредоточилась на ухаживании, подобно дворняжке за своей косточкой, за одним единственным толкованием истории, метко замечает Арнстад. Дошли и до такой мысли, что Финляндия вообще не участвовала во второй мировой войне.

Историческое исследование в Финляндии - прежде всего способ поддержания национальной идентичности. Большая часть этого идентитета опирается на мифологию о героических финских борцах за свободу. Дебаты об исторических фактах угрожают национальному самочувствию и образу самих себя.

По мнения Арнстада, в Финляндии по-прежнему спорят о каких-то странных вещах, например о том, каким именем союз между Финляндией и нацистской Германией следовало бы называть! И одновременно официальная Финляндия убегает по-прежнему от признания своей ответственности!

А как надо понимать ту дискуссию, которая возникла, когда страны всего мира участвовали в Москве в праздновании 60-летия победы над нацизмом? Государственная телерадиокорпорация YLE организовала очень уместный опрос о том, следовало бы нашему руководству участвовать в празднованиях – и результат был удручающим. 84 процента хотели бы, чтобы не участвовало. 9.5.1945 ведь не был Днём Победы для Финляндии. Тогда как в Москве ведь праздновалась победа над нацизмом.

Особое отношение к нацизму.

Арнстад ведет своего читателя не только в Финляндию. Он рассказывает, как за нацизм жестко взялись после его разгрома в Германии и как немцы были вынуждены признать свои собственные грехи. Результат денацификации был позитивным, но остались и трещины. Возникновение холодной войны дало возможность нацистским преступникам перейти на службу к западным странам-союзникам. В Италии, которая была, подобно Финляндии, союзником нацистов, фашисты сейчас снова во властных коридорах.

В отношении Финляндии, по мнению Арнстада, вопрос стоит не только о юридической, но и о моральной ответственности, которую никто по-прежнему не собирается брать. В Финляндии у большинства людей нет никакого знания о финских концлагерях. По мнению Арнстада, Финляндии предстоит пройти еще очень большой путь с этой исходной позиции. Что произойдет, если финское государство решило бы по собственной инициативе начать общественную дискуссию, например, о финских концлагерях, а также о жестоком обращении с заключенными-детьми? Не приведет ли это вообще к прекращению существования финского государства всеобщего благоденствия как такового?

Книга Арнстада познавательный экскурс в европейский нацизм и в то, как фальсифицируют историю. У шведского читателя на самом деле впервые есть возможность ознакомиться с подлинным лицом соседа, при этом на своем родном языке. Шоры раскрыты, интерес появился.

Аро Туоминен, «Tiedonantaja» («Тиедонантайа/Информатор»), 12.04.2010
(с) перевод - Aleksandr Kommari

Date: 2010-04-13 09:08 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Арнстад идет по Хельсинки, продуваемому ветрами и удивляется, глядя на памятник Маннергейму. В какой иной европейской стране можно в центре города наткнуться на памятник главнокомандующему, который был в союзе с Гитлером. Ни в какой!



Увы. Его можно увидеть в городе-герое Ленинграде. Том самом, который блокировали севера войска Маннергейма.


"Весточка из Карелии в скором времени придет финскому президенту Тарье Халонен. Депутат Петросовета Владислав Грин просит главу Финляндии выразить свое мнение по поводу установки в Карелии памятника генералу Карлу Маннергейму.
Фигура знаковая как для финнов, так и для русских. Барон шведского происхождения, Карл Маннергейм 32 года своей жизни отдал России, генералом прошел Первую мировую войну. Во времена революции переехал в Финляндию, где защищал рубежи страны уже в чине маршала. А для финской истории Маннергейм — важный политический деятель, не раз спасавший суверенитет государства.
В прошлом году в Санкт-Петербурге прошла выставка "Русский Маннергейм", которая вдохновила группу санкт-петербургских скульпторов на создание модели монумента Маннергейму. Депутат Петросовета Владислав Грин выступил с инициативой установить его именно в Карелии, в строящемся этнокультурном центре, где планируется открыть музей военной истории Карелии. Музей будет располагаться недалеко от Петрозаводска, в поселке Шуя.
В России нет ни одного памятника Маннергейму, Карелия в этом смысле будет первооткрывательницей. Кроме того, 4 июня этого года исполнится 140 лет со дня рождения русского генерала. "Мое мнение как политика, что Россия не может обойти это событие стороной", — считает депутат Петросовета Владислав Грин.
Владимир Путин во время своего визита в Финляндию возложил цветы к могиле Маннергейма. По мнению депутата Владислава Грина, это стало знаком окончательного примирения наших народов. Теперь и Карелия готова сделать шаг на пути укрепления дружбы двух стран.
Надежда Меккиева"
http://www.rep.ru/09May2007/society/11.html



Сообщение РИА-Новости:

"14 июня 2007 года в день 140-летия со дня рождения Карла Густава Эмиля Маннергейма в Санкт-Петербурге был установлен посвященный ему бюст "Кавалергард Маннергейм".
Торжественное открытие памятника маршалу Маннергейму по проекту известного скульптора А.Алиева состоялось на Шпалерной улице, дом 41.
Это второй в мире памятник барону Маннергейму, первый находится в Хельсинки."

Date: 2010-04-13 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] pietari-spb.livejournal.com
Доску вроде как по-тихому убрали.

Date: 2010-04-14 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] babs71.livejournal.com
А кстати, где он вообще? Я в свое время его долго искал, но так и не нашел.

Date: 2010-04-13 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] pietari-spb.livejournal.com
Спасибо за перевод.

Нет ли ссылки на фотки концлагерей под Петрозаводском?

Date: 2010-04-13 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
А фоток немного - фактически одна, которая гуляет из ресурса в ресурс.
В финских книгах я тоже не видел - чаще счастливые лица карельских детей с финскими флажками - финский агитпроп военного времени.

Date: 2010-04-13 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] pietari-spb.livejournal.com
У меня на другом компе есть ссылка на пару фоток.- финны просто окружали деревенские постройки колючкой и ставили вышки. получался концлагерь.

Вот хорошая ссылка:

A Dog Trained to Bite: Finnish War Culture and its Image of the Enemy

http://www.schneeland.com/web/stites.html

Date: 2010-04-13 10:27 pm (UTC)
From: [identity profile] redelf.livejournal.com
!ВНЕЗАПНО! оказывается Сталин был прав с войной, а нынешние историки выворачивают все на изнанку.
Кто бы мог подумать...

Date: 2010-04-14 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Войны было две. Со второй вопросов нет, с первой есть некоторые проблемные вещи.

Date: 2010-04-14 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] redelf.livejournal.com
первая это с японцами чтоли?

Date: 2010-04-14 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Нет.
Зимняя война 39-40 гг.

Date: 2010-04-14 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Реальное ожидание Москвы, что финский пролетариат будет встречать РККА хлебом и солью.

Date: 2010-04-14 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] mochalygin.livejournal.com
В Латвии, Литве, Эстонии угадали. В Финляндии ошиблись.
-- неплохой результат

Date: 2010-04-13 10:28 pm (UTC)
From: [identity profile] redelf.livejournal.com
Это я не к тому, что пост зря, спасибо, почитал.
Это я вообще

Date: 2010-04-14 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] nsavio.livejournal.com
> Эти чудовищные концлагеря. Арнстад извлекает на свет приказ Маннергейма от 08.06.1941, в котором предлагается заключение под стражу русского населения на той стороне границы и помещение его в концлагеря.

Интересно, о каком приказе идёт речь и с какой датой - 6 августа или 8 июня?

Date: 2010-04-14 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Июнь. В Финляндии европейская система записи дат, не американская.

Date: 2010-04-14 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] nsavio.livejournal.com
Т.е. приказ о действиях на оккупированых территориях за две с половиной недели до собственно начала боевых действий (которые, согласно общественному пониманию, начались с агрессии СССР)?
Интересно было бы вообще взглянуть на такой документ.

Date: 2010-04-14 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Да. Это известный факт.
Он замалчивается как в русской либерально-буржуазной историографии, так и у финнов не часто упоминается.

Администрация будущих оккупированных территорий формировалась еще с весны 1941.
Скан документа выложить не могу - мне до архивов не добраться.
Впрочем, это вообще факт самоочевидный - никем не оспаривавшийся.

Скорее всего

Date: 2010-04-14 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] festung.livejournal.com
От 8 июля:
"...Взяв в плен советских военнослужащих, сразу же отделять командный состав от рядовых, а также карел от русских.

Русское население задерживать и отправлять в концлагеря. Русскоговорящие лица финского и карельского происхождения, желающие присоединиться к карельскому населению, к русским не причисляются..."

Re: Скорее всего

Date: 2010-04-14 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Нет, от июня.
Формирование финской администрации на будущих оккупированных территоррий началось еще весной.

Date: 2010-04-15 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] iwia.livejournal.com
А каковы, примерно, границы территории, для которой "администрацию" создали еще до войны?

Re: Скорее всего

Date: 2010-04-14 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] nsavio.livejournal.com
О, точно.
Нашёл статью этого Арнстада, там упоминается 8 июля. Видимо, в обсуждаемой статье дату перепутали.

Арнстад: "Suomalainen elintila"
http://jokisipila.blogspot.com/2008/09/suomen-historiaa-ruotsista.html

Спасибо.

Date: 2010-04-14 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] nravov.livejournal.com
Финляндия в ВМВ это очень жирная тема, и практически нетронутая. Действительно, 9 мая здесь никогда не было праздником, а скорее наоборот. Сам период 1941-44 полностью табуирован. (про первую войну говорят наоборот очень много).

Кстати шведам увлечение новейшей историей тоже может выйти боком. Люди могут заинтересоваться влиятельными шведскими друзьями "Наци номер 2" -- Геринга.

С увлечением слежу за развитием темы.

Date: 2010-04-14 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] karhu1977.livejournal.com
спасибо за пост. Арнстад молодец, что поднял эту тему. Только вот его сильно менторский тон всех в Финляндии сильно раздражает. Высказывания, которые я слышал: да кто они такие, эти шведы, чтобы нас, финнов, судить.

При том, что никто с восточной стороны финской границы не призывает финнов платить и каяться. Только дети-узники финских концлагерей несколько раз обращались и к Ахтисаари и к Халонен с запросом о компенсации, и даже ответа не получили.

Date: 2010-04-14 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Претензии финнов - я этот скандал хорошо помню, были такие:
1. Мы, блин, воевали за то, чтобы не было шведско-советской границы - а вы нам претензии выставляете.
2. Когда Европа была в огне, вы там, hurrit, сладко ели и спокойно спали.

Надо сказать, что у шведов рыльце в пушку действительно основательно - шведские корни немецкого нацизма не менее основательные, чем английские.

Арнстад, впрочем, как я понимаю, и своих не жалее.

Кстати, не подскажете - мелькнула где-то инфа - но никак не могу найти теперь - во время войны 41-44 гг. наши покупали у шведов стратегическое сырье, которое возили на тяжелых транспортниках, которые перелетали через Финляндию по ночам.
Нет у Вас подробностей?

Date: 2010-04-14 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] h-o-braza.livejournal.com
я тут узнал, что в декабре 1918 года советский пароход "Республиканец" отплыл в Швецию для закупки там с/х оборудования, но был захвачен эстонцами. Затем этот пароход обратно переименовали в "Либаву" и на нём эстонская делегация во главе с Я. Поской намеревалась отправиться на парижскую мирную конференцию, но добрались только до Копенгагена, где судно у эстов отобрали старые дореволюционные хозяева.

офф-топ

Date: 2010-04-14 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] h-o-braza.livejournal.com
вопрос и к Вам и к автору блога
А как вообще к финны к шведам относятся? И к своим финским и шведским шведам? Ну помимо официального двуязычия

Re: офф-топ

Date: 2010-04-15 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] karhu1977.livejournal.com
плохо. Но покажите мне, к кому же финны относятся хорошо из соседей???? По их мнению, вокруг одни уроды.

Re: офф-топ

Date: 2010-04-15 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
+1
Мне американка одна, живущая в Финке, говорила, что ДАЖЕ НАС (!!!) они, финны, не любят.

Re: офф-топ

Date: 2010-04-16 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] h-o-braza.livejournal.com
серьёзно? я не знал, что ко всем плохо. я в Финляндии часто бывал, но тесно с финнами мало общался... хотя да, особой доброжелательности не заметил
Мне друг, тесно с поляками общавшийся, говорил что поляки всех боятся и не любят. тоже кругом враги.

Date: 2010-04-14 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com
Финны - деревенская нация пожизненных лимитрофов. Шведы - маленькая, но великая нация, вполне имеющая право учить своих соседей.

Date: 2010-04-14 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] nsavio.livejournal.com
Во, нашёл перепечатку статьи Арнстада - по-моему, о ней и речь.

HENRIK ARNSTAD: Suomalainen elintila
http://jokisipila.blogspot.com/2008/09/suomen-historiaa-ruotsista.html

Спасибо за ваш пост.
From: (Anonymous)
Историк Маркку Йокисипиля о журналисте Хенрике Арнстаде:

http://jokisipila.blogspot.com/2006/12/naiivia-ruotsalaista-lytiin-ajopuulla.html

http://jokisipila.blogspot.com/2009/05/sivustauhka-norjasta.html

Date: 2010-04-14 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] iwia.livejournal.com
А связаны ли Арстад и Туоминен с какими-либо политическими партиями?

Date: 2010-04-14 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Туоминен и газета "Tiedonantaja" - финская компартия, Арнстад - просто шведский либеральный (в хорошем смысле) журналист.

Date: 2010-04-14 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] iwia.livejournal.com
>Туоминен и газета "Tiedonantaja" - финская компартия

SKP, как я понимаю?

>Арнстад - просто шведский либеральный (в хорошем смысле) журналист

Бывают же и такие в наше время! В Красную книгу его надо бы, в хорошем смысле слова
Надо будет мне еще посмотреть, не писала ли что-нибудь КПМЛ(р) об этом - все-таки одна из самых правильных партий в Европе
(deleted comment)

Date: 2010-04-14 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] sedov-05.livejournal.com
Ну если брать проценты, то действительно - шанс выжить в плену у русских был намного выше чем в германских лагерях. Аарон Шерн пишет, что например изо всех пленных женщин умерла всего одна, да и то от заболевания полученного еще до войны, но это не значит, что они были белые и пушистые. Они были несколько человечнее нацистов за что и получили индульгенцию. Но и нацисты были человечнее полпотовцев например.

Date: 2010-04-15 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] karhu1977.livejournal.com
это те, кто остался жив к 1943 году. Тогда к пленным действительно стали нормально относиться.

November 2017

S M T W T F S
   1234
56 78 91011
12131415 161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 25th, 2025 03:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios