kommari: (Default)
[personal profile] kommari
Странная судьба была у этого человека, и странное мое отношение к нему.

Его сильно ненавидели - как еврея его ненавидели сами знаете понятно кто, а как антисталиниста его ненавидели угадайте кто, таким образом, сталинисты.

При всем при этом он был "ленинистом" - то есть ленинистом того периода, когда "Сталина бьём Лениным...", как это выразил идеолог КПСС А.Н. Яковлев ("...потом Ленина Плехановым и социал-демократами, потом социал-демократов либералами"). Как ни странно, в отличие от других - например, как другой Яковлев, Егор, который тоже писал сценарии про Ленина (для фильмов вроде "Ленин в Польше" - тогда это была жирная кормушка, из которой можно было получить нехилую жировку - это как сейчас фильмы про попов или про тяжелую судьбу немецких приживалок), Шатров остался на своих позициях и после того, как поезд перестройки унесся "Дальше, дальше, дальше" - и Ленин превратился (превратили) для публики в страшного палача и тирана. Когда путинцы отменили 7-е ноября, он поставил свою подпись под письмом в "Независимой газете" среди тех деятелей нашей культуры, кто выступил против этого. Так что среди мэйнстримовской тусовки "Альбац и все-все-все" он тоже был белой вороной.

С одной стороны, его пьесы использовали, чтобы разрушить советскую идеологию (Хоннекер, человек старой школы, чувствовал это и запрещал произведения Шатрова в ГДР), с другой - сохранились записи спектакля "Большевики", сюжет которого - дискуссия среди большевисткого руководства о введении красного террора после покушения на Ленина - в конце спектакля зал вместе с актёрами вставал и пел "Интернационал". И, что бы сейчас не говорили актёры того спектакля, было все это очень искренне.

В его пьесах 60-х и 70-х упоминались фамилии выдающихся деятелей нашей русской революции, которые десятилетиями были вычеркнуты из всех учебников, а его маленькая полупьеса-полуисследование "Февраль", написанноый с Логиновым, была тогда самым честным и самым интересным рассказом о Февральской революции.

Когда в 90-м году Горбачев вызывал среди советских людей всеобщее презрение, от левых до правых, Шатров основал политический клуб "Апрель" - клуб сторонников Горбачева. Несколько лет назад уже с другим Ефремовым, младшим, он хотел поставить в том же "Современнике" свою последнюю пьесу о Ленине - "Вопросы остаются", но Ленин настолько вне нынешнего дискурса, что о нем в лучшем случае можно ставить только пошлые анекдотики.

Но и какой-то там театральный центр в лужковской Москве Михаил Филиппович тоже строил - с неизбежными для любого строительства в Москве обвинениями и контробвинениями в коррупции, воровстве, откатах и прочих вонючих делах.

В общем - очень неоднозначный человек. Я, хотя мне бы положено и наоборот, относился к нему скорее с сочувствием - мне симпатичны люди, которые остаются до конца на тонущем "Титанике" или в последней башне Трои.

Сама его жизнь заслуживает хорошей книги - в ней так тесно переплетены советская культура, советская идеология, советская история.

Покойтесь с миром. А вопросы действительно остаются.

Date: 2010-05-23 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] dreamswimer.livejournal.com
Ну да, еще ни разу такого не было чтобы после "до основания разрушим" разрушители с разгону не начинали мочить друг друга по поводу любых разногласий.

Date: 2010-05-23 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] sirjones.livejournal.com
Интересно, что пьесы его считались едва ли не диссидентскими.

Date: 2010-05-23 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] sozecatel-51.livejournal.com
"ненавидели как еврея". Что за чушь несусветная! Больно много чести для ненависти. Терпеть не могли за то, что сволочь и фарисей. И "иудин комплекс" в нем клокотал, так это ему не вину- это его ГОРЕ.

Date: 2010-05-23 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Я прекрасно помню статьи в нацпатовской прессе начала 90-х годов - еврейство Шатрова ребятам покоя не давало.

Date: 2010-05-23 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] sozecatel-51.livejournal.com
Дык дело-то в том, что не любили его мягко говоря, не за то, что он еврей, а вел себя как иуда. А это, извините, типичнейшее поведение сами знаете кого. И все кмоплексы иудины в них повылезали. Тут инверсия потребна)))) А был бы он порядочный честный человек, хотя бы и принципиальный противник строя, н не враг, кто б его его еврейством попрекнул?

Date: 2010-05-23 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
В чем, простите, проявлялась иудинность Шатрова?
В том, что он не любил Сталина?
Он этого никогда не скрывал. И это его право. Я вот Путина не люблю - тоже имею право.

Date: 2010-05-23 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] sozecatel-51.livejournal.com
Да в том же отношении к социализму: сначала воспевал (критическое отношение только добавляло "искренности" - "БОЛЬШЕ СВЕТА! БОЛЬШЕ СОЦИАЛИЗМА!!!", потом пришел ПРИКАЗ, и Шатров-Маршак пошел его смешивать с грязью.
И все потому, что главное для таких людей выживать и преуспевать при любых раскладах. В этом и есть их неизбывная культурантроплогия. Кстати, все они очень любят Ленина и люто ненавидят Сталина. Вы не задавали себе вопроса, почему?

Date: 2010-05-23 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Шатров против Октября 1917-го года не выступал, и против Ленина тоже.
В этом его отличие от многих "коммунистов" типа Путина, Собчака, Афанасьева, Попова, Лациса, Ципко и прочих партбилетовладельцев.

По нашим временам и это немало.

Date: 2010-05-23 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] sozecatel-51.livejournal.com
"Шатров против Октября 1917-го года не выступал, и против Ленина тоже." ХА! Еще бы!!!
Я вас о ДРУГМ спрашивал.))))
А те, кого Вы назвали, без санкции свыше тоже никогда бы не высунулись: просто им п команда пришла: "Фас!"
А этот уже никому не интересен был. Там покруче( по части недлекости ума) ребята резвиться стали. Поотвязаннеее.
Эти ребята всегда КРАЙНЕ ОСТОРЖНЫ. И без 1000% ГАРАНТИЙ в бой не лезут.

Date: 2010-05-23 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] krol-hydrops.livejournal.com
Этот понятийный аппарат не проясняет: почему тогда Рождественскому пришла команда подписать письмо 42 (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE_42), а Евтушенко и Вознесенскому - нет?
Неужели он был менее забыт и кому-то более интересен, чем они?

Date: 2010-05-23 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] sozecatel-51.livejournal.com
Евтушенко и Вознесенский персоны и без того одиозные (это я в не в объяснение). Отчего-почему - вопрос не ко мне.
А Рождественский... Вы не интересовались,кстати, был ли среди этих 42-х хоть один русский (помимо Ананьева)? хотя и среди русских мерзавцев хватает(((Впрочем, я сейчас не уверен, что Ананьев сей призыв подписывал. Лень в Яндекс лезть. Племенная спайка.
Повторюсь еще раз: без гарантий эта публика на рожон не лезет.
кстати. повернись сейчас ситуация на 180 градусов, они будут в первых рядах борцов за дело комунизма или чего там еще. А мы же с Вами будем во всем виноваты.
Хуцпа))))

Date: 2010-05-23 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] palych-1917.livejournal.com
Кстати, а кто еще подписал письмо против отмены 7 ноября?

Date: 2010-05-23 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Сейчас попробую найти.

Date: 2010-05-23 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Арсланов В. Г., д-р искусствоведения, профессор
Багатурия Г. А., д-р философских наук, профессор
Бузгалин А. В., д-р экономических наук, профессор
Воейков М. И., д-р экономических наук, профессор
Воробьев А. И., академик РАН
Галкин А. А., д-р исторических наук, профессор
Дзарасов С. С., д-р экономических наук, профессор
Истягин Л. Г., д-р исторических наук.
Келле В. Ж., д-р философских наук, профессор
Колганов А. И., д-р экономических наук.
Логинов В. Т., д-р исторических наук, профессор
Медведев Р. А., д-р исторических наук.
Рудык Э. Н., д-р экономических наук, профессор
Серебрякова З. Л., д-р исторических наук.
Славин Б. Ф., д-р философских наук, профессор
Смолин О. Н., д-р философских наук, депутат Государственной Думы
Шатров М. Ф., драматург

Date: 2010-05-24 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] d-andy.livejournal.com
Ну так это все бузгалинская тусня, вы просто не в курсе. Вам из Чухонии не видно, что это лишь одна тусовка:)

Date: 2010-05-24 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Я не видел, как КПРФ/РКРП/СКМ/Левый фронт/7-е ноября ложились на рельсы, чтобы 7-е ноября не отменили.

Date: 2010-05-23 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] zamost.livejournal.com
Cильная пьеса "Большевики". Так сказать, в отсутствии-присутствии главного героя. Остальные его пьесы в чтении куда слабее. "Так победим" - по-моему, последняя пьеса, на которую ходил Брежнев.

Из писателей-примадонн перестройки, кажется, только он и Рыбаков не плюнули в Ленина (были ещё журналисты и политики типа Оникова, но это отдельный разговор).

Date: 2010-05-23 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Да, в нашем время даже небольшая порядочность - на фоне членов Политбюро или замначильников ГПУР Советской Армиии, в старости вдруг начинавших кричать: "Я прозрел!" - кажется подвигом.

Date: 2010-05-23 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] krol-hydrops.livejournal.com
"Большевики" - пьеса о всесилии интеллигенции получилась.
Сидят какие-то чуваки, треплются себе на полуотвлеченные темы... И между делом принимают решение о терроре!

Понятно, что Шатров льстил своей аудитории: мол, как вы на своих кухнях решите, так мир в конечном счёте и покатится.

Тем не менее, доля правды в этом есть.
Буржуазия в известный момент одержала верх благодаря поддержке интеллигенции, но именно из-за этого чувствует неуверенность своих позиций: леший знает, что интеллигенция решит завтра...

Date: 2010-05-23 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] zamost.livejournal.com
Есть там такой слой. Но мне понравился сам прием, очень элегантно, с чувством меры реаизованный: Ленин не появляются, идут телеграммы. Некое действие вокруг отсутствующего героя. И мы прислушиваемся к шуму из его комнаты. Именно поэтому эту пьесу можно читать, тонкая работа.

Date: 2010-05-23 01:20 pm (UTC)
From: (Anonymous)
> "ненавидели как еврея". Что за чушь несусветная! Больно много чести для ненависти. Терпеть не могли за то, что сволочь и фарисей. И "иудин комплекс" в нем клокотал, так это ему не вину- это его ГОРЕ.

Ну и кто тут либераст?

Date: 2010-05-23 04:25 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Вопросов немного.
Обыкновенный паразит-прилипала местечкового разлива. Когда было выгодно - усердтсвовал в избиении Сталина Лениным. А когда ветер переменился - заделался бизнесменом, с огромной, кажется, долей в Москва-Сити.( Случайно, конечно, "рядом стоял"...)
:)
(deleted comment)

Date: 2010-05-23 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Вот оно что!
А я что-то видел на мельком - но думал, там какая-то очередная антисемтиская пурга.
Да, действительно, Шатров - непростой был человек.
Я отнюдь не в восторге от него - но почему-то в него мне камни - как в других горбачевцев - кидать не хочется. Может быть потому, что все-таки про Ленина он худого не говорил, не перекрасился, а для меня это важно.

Date: 2010-05-23 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] gptu-navsegda.livejournal.com
он активный ельцинист. я точно помню, что он где-то отметился в акциях в поддержку ЕБНа... так что Горбачева он тоже предал.

Date: 2010-05-23 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
А я не помню что-то, если честно.
Он с Горби тусовался почти до самого конца - были у них мертворжденные проекты создать с/д-партию.
Горбачевцы - Черняев, Шахназаров, Фалин, В.Медведев, Рой Медведев - к Ельцину были очень критичны.

Date: 2010-05-23 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] gptu-navsegda.livejournal.com
почитал немного, вроде ельцина не хвалит. наверно я его забраковал когда он в сша уехал в начале 90-х.

Date: 2010-05-24 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] d-andy.livejournal.com
Рой Медведев - горбачевец?=-O

Date: 2010-05-24 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Да, был. Сейчас он к нему критичен. Как и Фалин.

Date: 2010-05-29 03:21 am (UTC)
From: [identity profile] mrchernyshov.livejournal.com
Один из немногих, на ком в школьные годы интересно было раскрывать "ленинкую тему".

November 2017

S M T W T F S
   1234
56 78 91011
12131415 161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 8th, 2026 06:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios