kommari: (Default)
[personal profile] kommari
Неистребима привычка бывшего советского человека к научно-популярной литературе.
Вот кабы прошло мое детство во времена ельциновского перехода к демократии – стал бы бандитом или менеджером, книжек бы вовсе не читал, родись еще позже и вызревай в поднимающейся с колен Р.Федерации – может, почувствовал бы тягу к духовности и записался бы молодым бойцом в РПЦ.

Но, так как отравлен коммунистическим ядом, который густо был замешан на идеях Просвещения и выстаивался на вере в Прогресс, то любая книжка, на которой написано «Знание» и «Наука», вызывает уважение и почтение. И желание купить/скачать и прочитать.

С этим вот почтением и священным трепетом уважения я начал читать книгу Ли Смолина (Lee Smolin) «Неприятности с физикой: Взлет теории струн, упадок науки и что за этим следует».


(Вот этот славный человек – и не смотрите, что похож он немного на Венедиктова, он хороший.)


Но не о теории струн мой пост, отнюдь не о ней.

Вот что пишет Смолин:

...Но сегодня, несмотря на все усилия, то, что мы достоверно знаем об этих законах (физики), не превышает того, что мы знали о них в 1970е.

...С этого момента (1980) не было сделано ни одного эксперимента, который бы не соответствовал этой модели (стандартной модели элементарных частиц) или ОТО (Общая теория относительности).

...Не поймите меня неправильно. Последние двадцать пять лет мы определенно были очень заняты. Достигнут гигантский прогресс в приложениях установленных теорий для различных объектов: свойств материалов, молекулярно-физических основ биологии, динамики обширных звездных скоплений. Но когда мы подходим к расширению нашего знания о законах природы, мы не имеем настоящего прогресса. Были исследованы многие прекрасные идеи, и были выдающиеся эксперименты на ускорителях частиц и космологические наблюдения, но они, большей частью, служили для подтверждения существующих теорий. Имелось несколько скачков вперед, но ни одного столь же определяющего или важного, как в предыдущие двести лет. Когда что-то похожее происходит в спорте или бизнесе, это называется упереться в стену.

И вот тут-то меня и торкнуло. Слушай, сказал я себе, а ведь это касается не только физики. Вот чего не возьми, везде та же самая картина.

Политика? После сандинистской революции и апрельской революции в Афганистане – непрерывный откат назад. При этом знаком этого отката – и последней по настоящему Революцией в современной истории была Иранская революция. При этом же - первая в истории Революция, цель которой была не «Вперед!», а «Назад!». Годы: 1978-1979.  "Бархатные" революции 1989-1991 и двухтысячных революцими не считаются - и даже контрреволюцими. Так, политтехнологические кунштюки, не более.

Более широко – приход к власти неолибералов: Тэтчер (1979), Рейган (1980). Начало разрушения предыдущей, кейнсианско-рузвельтовской модели капитализма.

С тех пор никакой альтернативы создано не было – кроме реакционных. И, к сожалению, слева тоже. В этом смысле у меня нет претензий, например, к коммунистам вообще и к какому-нибудь Зюганову в частности. Потому что против мировых закономерностей не попрешь (или для этого нужно быть кем-то уровня как минимум Карла Маркса, если не выше).

Рокенролл? Что было создано в этой музыке после панк-рока – который сам по себе был возвратом назад, революцей в обратную сторону. Годы: конец 70-х. Да хотя бы убийство Джона Леннона можно взять взять за финальную точку того, что началось в 50-х годах - и как раз все тот же 1980-й! 

Литература? Что было сделано после 1980 года? Кого можно назвать – в сравнении с великими писателями 60-х годов? Мишель Уэльбек? Читал я какую-то его книжку – герой, сильно рефлектирующий интеллектуал, значит, кошке разбивает голову камнем, а потом дрочит, глядя на трупик зверька. Спасибо. Я это литературой не считаю. Без меня, так сказать. И таких Уэльбеков – море разливанное.

Космонавтика?* «Челноки», оказавшиеся тупиковой ветвью – а так все те же самые ракеты, что летали и в 60-е. И всё. Тут рубеж скорее "Челленджер" в 1986-м - но, может, и последний полет по программе "Аполлон" - "Аполлон-Союз", 1975 год. Так что 1980-й - вполне годится как среднее.

Вообще в приложении к космонавтике наблюдение Смолина про физику подходит почти идеально. С музыкой, политикой и литературой немного сложнее – в силу большей неопределенности этих направлений человеческой мысли – но и в них 1980 год вполне годится как условная дата.

*Про космонавтику до меня заметил Переслегин в своей классической статье – что вместо космических заводов, станций на Луне, пилотируемых экспедиций на Марс и другие планеты, начала колонизации Солнечной системы – прогресс и направление развития ушли внутрь, в информатику. Он и рассматривает все это в плоскости «космонавтика» versus «информатика», делая весьма неортодоксальные выводы, но, как мне кажется, все-таки выводы частные.

Но и про информатику – что было принципиально нового создано? Компьютер как был машинкой, очень быстро умеющей складывать единички и нолики – так ею и остался. Никаких прорывов тоже не было сделано – как, например, искусственный интеллект, чего так ждали в 60-е-70-е. "Голем-XIV" не родился.. Растет (согласно Муру) количественная мощность компьютерного железа, но это и всё.

Был бы красным мистиком – сказал бы, что это наказание всему человечеству за то, что к 1980 мы, советские, не построили обещанный Хрущевым коммунизм.

Советские писатели братья Стругацкие  в своих "За миллиард лет..." тоже предложили ответ на эту проблему, которую и они почувствовали интуитивно в середине 70-х - известная теория гомеостаза мироздания. Но - без цифр и экспериментальных подтверждений - это тоже догадка на грани миститки.

А мистику я отвергаю – какого бы цвета она не была. И ответа не знаю (а то бы, конечно, тут же и сразу сообщил бы).

Налицо действительно стена, в которую мы уперлись, как это и пишет Смолин про фундаментальную физику. Но эта стена не только в физике, она везде. Что не возьми.

Ощущение этого витает в умах любого более или менее умного человека, который пытается понять, куда мы идем. У некоторых это вызывает неизбежный пессимизм: впереди новое варварство, Новое Средневековье (потому и всякие прелести вроде исламских или православных мракобесов, да и либеральная толерастия – это тоже вариант мракобесия, даже если оно подчеркнуто секулярно и даже враждебно религии).

Подсознательно это ощущает и человек средний – наверное, отсюда на стене в подземном переходе моего маленького благополучного финского городка среди прочих ”Pekka on homo” («Пека – гомик») и молодежного граффити вдруг, выбиваясь из ряда: ”Eläköön Lenin!” – «Да здравствует Ленин!» – словно известная надпись в Помпеях на стене в школе гладиаторов в Помпеях: «Сенека» - который был, быть может первым человеком в античном мире, который сказал, что мы все люди – от римского цезаря до распоследнего раба (христианство было отнюдь не первым в этом смысле - в смысле признания всех людей равными в морально-этическом измерении, недаром поэтому христианские мыслители пытались сделать из Сенеки протохристанина, пойдя даже на фальсификацию его "переписки" с апостолом Павлом).

Сейчас, как и тогда– какой-то порог, как и тогда, ощущение исчерпанности пути, по которому мы шли сотни лет.

И куда ж нам плыть?

Или назад, к попам, к муллам, к неофеодализму (что происходит не только в путинской России, хотя в ней он виден наиболее ярко), а то и еще ранее: «Хлеба и зрелищ!» Хлеб сейчас – это фантомизация, о которой писал еще Лем, и которую блестяще описал итальянский писатель-фантаст и коммунист Лино Альдани в «Онирофильме».

Или топтание на месте – то есть долгое загнивание, броуновске движение, бессмысленные «революции» вроде киргизских, кровопускания разного масштаба, более или менее крупные войны, после которых загнивание снова стабилизируется – при этом все на том же уровне. Конец истории - только не идеальный, по Френсису Фукуяме, а реальный, отличающейся от него так же, как брежневский "реальный социализм" отличался от социализма классиков.

Или – выход на новый уровень. Чтобы развиваться дальше. Но вряд ли что-то будет придумано принципиально иное, чем то, что предлагали несколько очень умных людей в 19-м и 20-м веке…

…Надо было все-таки построить коммунизм к 1980-му году. 
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2010-06-13 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] g-fedorov.livejournal.com
Про компьютеры не соглашусь. Всё-таки экспертные системы и нейронные сети мы создали.

(no subject)

From: [identity profile] g-fedorov.livejournal.com - Date: 2010-06-13 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] g-fedorov.livejournal.com - Date: 2010-06-13 12:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2010-06-13 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] g-fedorov.livejournal.com - Date: 2010-06-13 01:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__diogen__/ - Date: 2010-06-13 08:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] g-fedorov.livejournal.com - Date: 2010-06-14 04:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__diogen__/ - Date: 2010-06-14 01:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ioann-pupkin.livejournal.com - Date: 2010-06-14 11:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-abramov.livejournal.com - Date: 2010-06-13 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] g-fedorov.livejournal.com - Date: 2010-06-14 04:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2010-06-14 05:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levy-walk.livejournal.com - Date: 2010-06-14 11:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gavrilaf.livejournal.com - Date: 2010-06-13 01:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aleks1958.livejournal.com - Date: 2010-06-13 10:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] g-fedorov.livejournal.com - Date: 2010-06-14 04:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gavrilaf.livejournal.com - Date: 2010-06-14 06:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] asox.livejournal.com - Date: 2010-06-14 05:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-06-13 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] wsf1917.livejournal.com
Великолепно!
спасибо. можно перепостить?

Date: 2010-06-13 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Можно. Можно даже не спрашивать.

Date: 2010-06-13 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] aleks1958.livejournal.com
Раньше рубеж - конец 60х начало 70-х
Вудсток - как бы граница.

Date: 2010-06-13 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] maksagor.livejournal.com
Развитие идет в разных сферах неравномерно. Где-то, наверное, рубед - конец 60-х - начало 70-х, где-то - чуток позже. В целом остановка ОКОНЧАТЕЛЬНО по всем параметрам, ИМХО, произошла во время набора у нас "перестройки" в полную силу, катастрофы Чернобыля, которая стала предлогом для погрома атомной отрасли... Опять-таки, ИМХО...

Date: 2010-06-13 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Прогресс есть конечно - но либо экстенсивный - индустриализация третьего мира etc, либо "подчистка хвостов" - как и приводимые примеры в физике. Достижений в компутерщине много довольно, но прот рывных почти нет - интернет и ему подобные сети, разве что. Но это не фундаментальное - это вроде развития телеграфа в конце 19 века.

Date: 2010-06-13 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
PS: А вообще я когда-то на смежную тему уже отписывался (http://lj.rossia.org/users/kouzdra/261195.html) - если коротко, то драйв пропал и ощущение перспективы.

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2010-06-13 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-abramov.livejournal.com - Date: 2010-06-13 01:17 pm (UTC) - Expand

Сломался капитализм

From: (Anonymous) - Date: 2010-06-13 07:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maz-d.livejournal.com - Date: 2010-06-13 02:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2010-06-13 06:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maz-d.livejournal.com - Date: 2010-06-13 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] asox.livejournal.com - Date: 2010-06-14 05:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trololo.livejournal.com - Date: 2010-06-15 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com - Date: 2010-06-15 06:06 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2010-06-13 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Моджахеды и федаины были, имхо, частью исламоской революции - и их раздавили.
Но даже в том, что их раздавили - как раз и есть признак перелома.
(deleted comment)

Date: 2010-06-13 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Спасибо на добром слове. От Вас редко услышишь. :)
Я, может, завтра и сам буду почти ни с чем не согласен - что-то уж очень высокий уровень обобщений, чего я сам не очень люблю.
Но пока писал - думал примерно так.

(no subject)

From: [identity profile] kolobok1973.livejournal.com - Date: 2010-06-13 01:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] c-c-gadsky.livejournal.com - Date: 2010-06-14 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kolobok1973.livejournal.com - Date: 2010-06-14 07:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] c-c-gadsky.livejournal.com - Date: 2010-06-14 08:07 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] c-c-gadsky.livejournal.com - Date: 2010-06-14 02:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-06-13 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dorombos.livejournal.com
Такое же чувство, только с роком бы не согласился - ведь появился метал, который дальше разродился множеством интересных направлений внутри себя.

про музыку

Date: 2010-06-13 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Метал - это уже экстенсивное развитие. До 1980 все было сделано.

(no subject)

From: [identity profile] 1volk.livejournal.com - Date: 2010-06-14 06:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dorombos.livejournal.com - Date: 2010-06-14 04:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] asox.livejournal.com - Date: 2010-06-14 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2010-06-14 05:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] asox.livejournal.com - Date: 2010-06-15 04:35 am (UTC) - Expand

Date: 2010-06-13 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] ru-teacher.livejournal.com
И в самом деле - не про физику... :(
Не надо было её проводить, ту олимпиаду в 80-ом, не нужна она нам была. С неё и понеслась родимая... Это я о стране. До коммунизма оставалось - рукой подать, а ухнули всё в этот дорогостоящий перформанс. Словно и без него не знали, что и в спорте мы впереди планеты всей. Мне порой кажется (простите за образность), что наше тогдашнее Будущее именно тем летом улетело вместе с "ласковым мишей" в "никуда", в небытие, незримо разверзнувшееся над олимпийским стадионом. Разменялись на фанту, жвачку, дешёвые контрафактные "Lee", мятые бабьи распашонки из марлёвки и ныне всеми забытые дрянные сувениры. Это даже не стена теперь, о которой Вы толкуете, а каменный мешок, наподобие древнего цирка, откуда пресыщенные зрелищем гости удалились, ворота захлопнулись, а местные дурачки всё ещё азартно подбирают, ползая по арене, просыпавшиеся с высоких трибун блестящие фантики...
Обидно, да.

Date: 2010-06-15 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] nictrace.livejournal.com
думаете, Чернобыль дешевле обошелся?

(no subject)

From: [identity profile] ru-teacher.livejournal.com - Date: 2010-06-15 10:07 am (UTC) - Expand

Date: 2010-06-13 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] snale1.livejournal.com
http://www.project-syndicate.org/commentary/singer63/Russian

Date: 2010-06-13 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] moonwalker72.livejournal.com
Я предпочитаю считать, что прогресс "затаился". То есть достигнут определенный уровень сложности описания исследуемых объектов, так следующим будет качественный скачок -- появление новых понятий. Очень интересно было читать Пенроуза насчет квантового сознания и класса невычислимых чисел. А хорошо было бы убедиться, что сознание -- тоже следствие некоторых физических процессов (наверное, очень сложных и может быть пока абсолютно непонимаемых), тогда основной вопрос философии потеряет смысл. И всю философию можно будет отправить в архив, хыхы. :-))

Date: 2010-06-14 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] d-sanin.livejournal.com
Есть оптимистично-пессимистичная надежда, что некие области познания прикрыты, как в своё время прикрыли работы по ядерной физике. Но это вряд ли.

А новое структурирование информации - да, возможный выход. Но опять же какой-то маловероятный.

Date: 2010-06-13 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] pstas.livejournal.com
Не согласен по поводу топтания на месте.
Секвенирование генома открывает горизонты в усовершенствовании человека.
Интернет + современная криптографии создали фундамент для прямой электронной демократии.

Date: 2010-06-13 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-abramov.livejournal.com
А так же для глобальной плановой экономики.

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 04:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-abramov.livejournal.com - Date: 2010-06-13 05:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 05:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-abramov.livejournal.com - Date: 2010-06-13 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 06:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2010-06-13 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 07:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2010-06-13 07:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 07:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 07:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-abramov.livejournal.com - Date: 2010-06-14 06:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-14 04:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 06:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] veryeager.livejournal.com - Date: 2010-06-15 08:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moonwalker72.livejournal.com - Date: 2010-06-13 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 04:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moonwalker72.livejournal.com - Date: 2010-06-13 06:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 07:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dorombos.livejournal.com - Date: 2010-06-13 01:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 04:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dorombos.livejournal.com - Date: 2010-06-13 04:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 05:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dorombos.livejournal.com - Date: 2010-06-13 05:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 05:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2010-06-13 02:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pstas.livejournal.com - Date: 2010-06-13 04:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-06-13 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] gavrilaf.livejournal.com
Очень хорошо написано. И с выводами согласен..

Date: 2010-06-13 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] roman_sharp.livejournal.com
А вот я не согласен.

Хотя своя, и немалая доля "паралича прогресса" благодаря "невидимой руке рынка" есть.
From: [identity profile] seespirit.livejournal.com
теперь это биология, информатика, телекоммуникации
Одна расшифровка генома чего стоит, вполне того же масштаба, что и полёт на Луну, если не больше.
А физика - да, практически исчерпала себя, в космонавтике тоже пределы стали очевиднее.

Date: 2010-06-13 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] ukc-urpek.livejournal.com
А в стену упёрлись именно потому, что не дано выйти за пределы, очерченные Известно Кем. Так и будут волны накатываться на эту стену и откатываться назад.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] ukc-urpek.livejournal.com - Date: 2010-06-13 04:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] v-lechenko.livejournal.com - Date: 2010-06-14 07:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ukc-urpek.livejournal.com - Date: 2010-06-14 09:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] v-lechenko.livejournal.com - Date: 2010-06-15 11:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ukc-urpek.livejournal.com - Date: 2010-06-15 04:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-06-13 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] al-lex-ey.livejournal.com
конец истории - Фукуяма не ошибся. вот только насчет отсутствия прорывов - мобильная связь и мобильные компьютере качественно изменили модус вивенди. это сильнее чувствуется, чисто в бытовом плане, чем даже пройденные остальные бифуркационные точки (откаты) в политике или науке.

имхо ессесно

Date: 2010-06-13 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Ну, таскаете Вы теперь свой домашний телефон в кармане - и не нужно при этом нести в другой руке бухту с кабелем :) - и что?

Сам телефон - да, великий прорыв (в ряду других) конца 19-го-начала 20-го века.
Мобильный телефон - развитие, не более.

Компьютеры и Сеть - это (хотя тут могут справедливо поспорить) - это тоже экстенсивное развитие того, что уже было готово до пресловутого 1980-го года.

(no subject)

From: [identity profile] al-lex-ey.livejournal.com - Date: 2010-06-13 04:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] schigi.livejournal.com - Date: 2010-06-14 10:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2010-06-14 10:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasionok.livejournal.com - Date: 2010-06-15 02:31 am (UTC) - Expand

Date: 2010-06-13 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] alek-juzhnyj.livejournal.com
Физика, космонавтика, информатика (и программы, и железо) - нет революционного скачка.

Эволюции и развития - это есть, а скачка нет.

Просто это похмелье от опьяняющих успехов предыдущего периода.

Головокружение от успехов, так сказать.

Космонавтика уперлась в технические ограничения, да и в экономические.

Физика - современные фундаментальные теории слишком хороши, объясняют слишком многое...

Компьютеры - те развиваются, ИИ, конечно, нет, но никто и не может дать ему точного определения.

Вот, как то так.

Date: 2010-06-13 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] zimopisec.livejournal.com
Штука в том, что таки есть область, где произошел революционный скачок.
Это, грубо говоря, биохимия.
И смежные проблемы:))

(no subject)

From: [identity profile] alek-juzhnyj.livejournal.com - Date: 2010-06-13 02:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-06-13 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] grey_croco.livejournal.com
Именно! Граница прошла где-то по концу 70-х - началу 80-х. Это чувствуется даже читая "Технику-Молодежи" тех лет и сравнивая с более ранними выпусками. Хотя первые движения начались где-то лет за десять до этого.
From: [identity profile] vadimkhu.livejournal.com
Блин! То же самое.

Только у меня с налётом конспирологии. )

Для социализма нужен определённый уровень производительных сил. Следовательно, чтобы он не наступил надо их поддерживать на том уровне, где капиталистические производственные отношения будут прогрессивными. Собственно, то что и происходило все эти 20 лет. Под разговоры о трудностях переходного периода, инновациях, модернизациях - осуществлялся(ется) переход во времена Адама Смита и Давида Рикардо. ))

Date: 2010-06-13 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] dahr-blog.livejournal.com
в голову приходит та же фигня.
На самом деле в облости искуства все было понятно ещё в 70х. В 80х ещё немного поспасал реализм (привет соцстранам). В 90х бурная историческая ситуация, а в 00 стало понятно что лет 30 курица бежала без головы.

Date: 2010-06-13 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] set-o-lopata.livejournal.com
Уже отмечали, и я повторю.
Биология не попала в ваше поле зрения.
Прорыв в молекулярной биологии и генетике, начавшийся в конце прошлого века и продолжающийся сейчас, по своим масштабам вполне сопоставим с эйнштейновской революцией в физике.

Date: 2010-06-13 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Как это сказывается на жизни человека?
Вот паровая машина-паровоз/пароход/заводы - сказалось.

Смолин очень хорошо - кроме всего прочего, но это уже к науковедам - показывает, что наука нынче тоже превратилась в бизнес, и в ней нужно вовремя кричать: Мы! Сейчас! Эпохальный прорыв! Несите ваши денежки!

Я помню афёру с клонированием. Очень хорошо помню.

Ну, например

From: (Anonymous) - Date: 2010-06-13 07:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vinniwolf.livejournal.com - Date: 2010-06-14 06:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasionok.livejournal.com - Date: 2010-06-15 02:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nictrace.livejournal.com - Date: 2010-06-15 09:29 am (UTC) - Expand

Date: 2010-06-13 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] all-flesh.livejournal.com
Закат человечества? А может где-то тайно выделяется новый вид Homo Next? Стругацкие про это писали, впрочем и другие авторы тоже. HomoSapiens постепенно вымрет.

Date: 2010-06-13 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] chasoslov.livejournal.com
Абсолютно так. Капитал искусственно подавляет прогресс, хотя уже давным-давно перезрела всякая необходимость дальнейшего развития.

Date: 2010-06-13 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] rezerved.livejournal.com
Интересную мысль высказывал по этому поводу один мой знакомый мистик. Он сказал, что конец света таки состоялся в конце 20 века, только мы его не заметили. Он сравнивал мир с этаким бильярдным шаром, который, ударившись о преграду, не разрушился, а отскочил и покатился обратно - в частности, социальное развитие пошло вспять (у нас, даже особо не задержавшись на капитализме, идёт уже в сторону рабовладения). Любопытно, конечно. Есть и другие версии, не менее сумасбродные. А мне очень нравится мысль chasoslov - развитие тормозят эксплуататорские отношения, их конфликт с производительными силами давно перезрел.

Date: 2010-06-13 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] al-lex-ey.livejournal.com
да, схожие мысли одолевают. регресс налицо

Я атеист, но...

Date: 2010-06-13 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] vasq.livejournal.com
http://ari.ru/news/3450/

По ссылке замечательный дедушка рассказывает полчаса, как устроен мир, немногие выдерживают слушать более 5 минут, но что-то в этом всём есть.

Date: 2010-06-13 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] correl.livejournal.com
   Спасибо, интересно. Кризис цивилизации налицо, однако не соглашусь, что зашли в тупик (исчерпанность пути). В действительности [по-моему :)], идет очень тяжелый, очень болезненный переход от предысторического развития к развитию историческому. Фукуяма напутал :) - это не конец истории, а ее начало.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

November 2017

S M T W T F S
   1234
56 78 91011
12131415 161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 07:42 pm
Powered by Dreamwidth Studios