kommari: (Default)
[personal profile] kommari

к тезису "либералчегов", что нищая и бедная Чухония, избежав ужасов большевизма, стала жить лучше, чем богатая и зажиточная царская Россия, доведенная большевиками до ручки:

ВВП на душу населения, измеренный относительно североамериканского, в целом для Российской Империи составлял за 1914 год 3%, для Финляндии же аналогичный показатель равнялся 27%. 

я знал, что финны жили лучше русских в начале 20-го века - но не знал, что разрыв был так велик
мораль: век живи - век учись
Впрочем, Ленин об этом сказал еще лучше.

http://comrade-voland.livejournal.com/380305.html

ЖЖ-юзеру comrade-voland спасибо за просвещение

upd.
юзер comrade-voland уточнил цифирь - память человеческая несовершенна, так что я не в претензии - для России показатель был 9 процентов, для Финляндии - те же 27
разрыв меньше, конечно - но все равно в разы - или на порядок

Date: 2007-05-21 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-loki93554.livejournal.com
"ВВП на душу населения, измеренный относительно североамериканского, в целом для Российской Империи составлял за 1914 год 3%, для Финляндии же аналогичный показатель равнялся 27%"

Вопросом специально не интересовался, но - в высшей степени сомнительно.
Миграция финнов в конце 19-го - начале 20-го века в СПб и Петроградскую губ. (интенсивная такая миграция - тысячами, десятками тысяч уезжали, и это при том, что население Великого княжества тогда было меньше 3 млн. чел) - от чрезмерной зажиточности бежали, что ли?

В то, что разница в доходах между Финляндией и коренными российскими губерниями была достаточно значительной (на десятки процентов) - охотно поверю, ибо так оно и было. В то, что разница была в разы - не верю.

Date: 2007-05-21 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
стоит спросить у товарища Воланда :) ссылку

но, думаю, в царской России были те же региональные разрывы, что и в постсоветской России - и финны ехали на работу именно в столицу - а не куда-нибудь в Рязань или Урюпинск

собственно, так оно и было - сужу по своим финским родственникам

Date: 2007-05-21 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-loki93554.livejournal.com
"думаю, в царской России были те же региональные разрывы, что и в постсоветской России"
Так точно. Российская империя занимала первое место в мире по степени концентрации промышленного производства.

"думаю, в царской России были те же региональные разрывы, что и в постсоветской России - и финны ехали на работу именно в столицу - а не куда-нибудь в Рязань или Урюпинск"
Относительно Петербурга дореволюционная Финляндия была... ну, Рязанью не Рязанью, но Омском каким-нибудь - точно. За одну и ту же работу в СПб платили ощутимо больше, чем в Суоми. Работать в России было выгодно и почётно.

"сужу по своим финским родственникам"
Ну я тоже ориентируюсь главным образом на то, что мне прадеды-деды-дяди рассказали)). У нескольких поколений нашей семьи была возможность сравнить российскую и финскую действительность.
Аксиома: вплоть до конца 60-х уровень жизни на русском северо-западе и в соседней Финляндии отличался не слишком сильно.

Date: 2007-05-21 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
"вплоть до конца 60-х"
я бы для точности добавил - XIX века

Date: 2007-05-21 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-loki93554.livejournal.com
Я о 20-м веке говорю. До бурного экономического роста, имевшего место быть в 70-х-80-х, Финляндия жила по западноевропейским меркам небогато.

Date: 2007-05-21 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
вот тут не согласен полностью
видел много финской хроники 60-х годов - финны, увы, жили лучше, чем советские

не в разы, естественно, но лучше

а вот в 19 веке таки да - был у них даже страшный голод в 1860-каком-то году, когда царская администрация спасала финнов от смерти в прямом смысле

после реформ Александра Второго в Финляндии произошел скачок в уровне жизни - что и было видно в начале 20 века

другой скачок у финнов произошел в 70-е - за счет энергоресурсов, которые Союз поставлял им по сэвовским ценам - когда арабы сделали козу Западу в 1973

плюс финны хорошие работники, я всегда это отмечаю - с легкой завистью

Date: 2007-05-21 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-loki93554.livejournal.com
"вот тут не согласен полностью
видел много финской хроники 60-х годов - финны, увы, жили лучше, чем советские"
Гм. Вот дойдут руки - отсканирую фотографии, которые родственники в 60-х-70-х из Финляндии присылали...

"финны хорошие работники, я всегда это отмечаю - с легкой завистью"
Согласен.

Date: 2007-05-21 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] warlen.livejournal.com
Проблема в том, что многие авторы воспоминаний твердят, что это не так. Помню книгу какого-то человека, сбежавшего в 20-е годы чуть ли не с Соловков, так он написал примерно следующее: увидели деревню, судя по тому, что выглядела она намного богаче и ухоженней, чем встречавшиеся до сих пор, поняли, что мы уже перешли границу и находимся в Финляндии. Значит таким не следует верить?

Date: 2007-05-21 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-loki93554.livejournal.com
"помню книгу какого-то человека, сбежавшего в 20-е годы чуть ли не с Соловков, так он написал примерно следующее..."
Вот к этим воспоминаниям я склонен относиться с недоверием. Антисоветчики горазды рассуждать о "свинцовых мерзостях российской жизни".

Кстати, Солоневич, которого трудно заподозрить в симпатиях к красным, о финской действительности 30-х писал без особого восторга.

Date: 2007-05-23 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] comrade-voland.livejournal.com
1. Статистика относится к ВВП на душу подданного Его Ымператского Ичсства, а не к з/п этих самых душ. Что есть таки-да, две большие разницы.
2. Сравнивать друг с другом финские и русские _сёла_ не вполне корректно - т.к. Главный ВВП ковался и по-своему, по-тогдашнему удваивался преимущественно в городах.
3. Источник укажу чуть-чуть позжее. Вернее, уж как оно там получится...

Date: 2007-05-28 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] comrade-voland.livejournal.com
http://comrade-voland.livejournal.com/72178.html
Я по ошиьке памяти соврал, и в этом публично каюс.
В целом по России ВВП/чел. было не 3% от США, а 9%. Т.е. не в 9 раз фины нас опережали, а "всего лишь" в "каких-то "3...

Date: 2007-05-21 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] oulenspiegel.livejournal.com
> Миграция финнов в конце 19-го - начале 20-го века в СПб и Петроградскую губ.

Я подозреваю, что разница между СПб и остальной Россией была куда больше. То есть в СПб вполне возможно уровень жизни был на порядок больше, чем в провинции.

Date: 2007-05-21 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
как, собственно, и сейчас - судя по моим знакомым в Москве и в Питере (я молчу про Ленобласть, не говоря уж про Псковскую) уровень жизни примерно сравнялся - у кого-то даже лучше, особенно в Москве, хотя 15 лет назад разрыв был вопиющим

Date: 2007-05-21 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-loki93554.livejournal.com
Ну даже если вынести за скобки Петербург - уровень жизни в финской деревне и деревне на русском северо-западе в начале века отличался не слишком сильно.

Date: 2007-05-21 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
я читал финскую книжку - "Иностранцы о Финляндии" - или как-то типа "Финляндия глазами иностранцев", так вот, в главе, посвященной впечатлению русских до революции - там и Горький был, и еще куча людей - все в один голос отмечали, что финны живут лучше, и заметно лучше

Date: 2007-05-21 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-loki93554.livejournal.com
*пожимает плечами*

Бабка и дед подростками были в Финляндии. С февраля 42-го по осень 44-го. Имели возможность сравнить Гатчинский район Ленобласти и финскую глубинку. В Финляндии, по их мнению, почище было, позажиточней, скота держат больше, скот породистый, агротехника лучше, народ пообразованней... но великого какого-то разрыва они не заметили.
Бабкина сестра не вернулась в СССР после войны, осталась на Западе. Начиная с 60-х и по сию пору поддерживаем с ними связь. Судя по их рассказам, до бурного экономического роста, имевшего место быть в 70-х-80-х, Финляндия жила по западноевропейским меркам небогато. Дома, одежда, автомобили, еда - великой разницы с советскими не было. Потом - да, потом буквально за 15-20 лет ситуация резко изменилась.

Date: 2007-05-21 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
я как-то выкладывал книжку - "Почему Россия не Финляндия" - там вроде были цифры
поэтому сейчас спорить не буду - слишком субъективно получается

ПыСы - а у Вас корни из какого места Гатчинского района растут?

Date: 2007-05-21 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-loki93554.livejournal.com
"я как-то выкладывал книжку - "Почему Россия не Финляндия" - там вроде были цифры
поэтому сейчас спорить не буду - слишком субъективно получается"
Ссылку можно попросить?

"ПыСы - а у Вас корни из какого места Гатчинского района растут?"
По одной линии - станция Дивенская, Гатчинский район. (В Дивенскую, правда, предков только в 30-х переселили, после коллективизации. До этого они на хуторах жили).
По другой - посёлок Можайский, Красносельский район.

Date: 2007-05-21 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
там наверное уже удалили файл - давно это было

скиньте э-мэйл Ваш сюда - а потом коммент сотрите, я Вам просто мылом вышлю - будет проще, чем снова выкладывать
если Вы, конечно, не суперпуперзаконспирированы :)))
(screened comment)

Date: 2007-05-21 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
отправил

Date: 2008-01-02 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] comrade-voland.livejournal.com
*** я как-то выкладывал книжку - "Почему Россия не Финляндия" ***


Выложи на ifolder.ru -- там не стирают ничего и никогда. Нуууу.. если зарегишь бесплатный аккаунт...

А сцылку потом - мне. окей?

Date: 2007-05-21 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] everstti-rymin.livejournal.com
Собственно, все робкие попытки т.н. "руссификации" были связаны с тем, что Правительство неожиданно обнаружило под боком не дикую лесную чухляндию, нужную, чтобы прикрыть своим труднопроходимым ландшафтом столицу и чтобы содержать дешевле военно-морские базы, а развитую страну, ориентировавшуюся не на Россию, а на Швецию.

Это Вам. Человек, имя которого осталось в финских народных песнях.

Image

граф Николай Иванович Бобриков (1839-1904)

Date: 2007-05-21 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
граф Бобриков в Финляндии почти культовая фигура - при этом почти забытая в России (кроме узкого круга любителей истории)

фигура, на мой взгляд, трагическая - при всем моем отрицательном отношении к периоду истории Российского государства, связанного с Николаем Вторым - коего считаю сущим наказанием для нашей страны

Бобриков был хороший и честный администратор, даже патриот, который добросовестно пытался выполнить поставленную перед ним задачу

беда только была в том, что задача эта была в тех условиях невыполнима

я не помню у кого прочитал, но это был точно человек не левых убеждений, что из всех территориальных приобретений Империи Польша и Финляндия были вредны для России
даже Средняя Азия, присоединение которой тоже весьма спорно, и некоторыми современниками так и оценивалось, не идут ни в какое сравнение с этими двумя странами
слишком они выпадали из того, что мы условно можем назвать Русским Миром - и были слишком неорганичной частью России, когда в состав России входили

поэтому даже робкая попытка даже не русифицировать Финляндию, а хотя бы в какой-то степени сделать ее частью России, вызвала абсолютно противоположную реакцию - взрыв финского национализма, при этом еще наложившегося на жесткую классовую борьбуЭ, которая в начале 20-го века раздирала Европу

и случилось то, что случилось

так что вроде бы и странно мне, красному, сочувствовать царскому бюрократу - но Бобрикову сочувствую
он пытался сделать то, что называется mission impossible - миссия невыполнима

Date: 2007-05-21 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] everstti-rymin.livejournal.com
Так и есть, в общем. Ошибка была учтена после Великой Отечественной войны, когда поставленная в Польше у власти клика запросилась в СССР на правах Польской Советской Социалистической республики, Сталин благоразумно отказался. Правьте сами, но так, как мы вам скажем.

И с авантюрой ДСНФ в 1948 году не стали связываться, хотя положение в Финляндии было такое же, как, напр., в Чехословакии. Москва отказалась вмешиваться, пусть там сами демократически устремленные массы уж как-нибудь.

Date: 2007-05-23 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
а просилась?
я такое толко про болгар и монголов слышал, да и то на уровне разговоров

Польша ведь и в период Варшавского договора была больным зубом "нашего" лагеря - там все время были кризис за кризисом...
From: (Anonymous)
Посмотрите по ссылке:

"Россия в мировой системе экономических координат: мифы и реальность"

http://magazines.russ.ru/vestnik/2003/9/mel.html

Сама статья скорее сглаживает "острые углы" и отвлекает от по-настоящему "интересных моментов". Автор очевидно не хотел подставляться. Поэтому рекомендую начать с внимательного анализа приведенной внизу Таблицы 1(во всяком случае не упустить ее из виду).

Из нее в частности следует:

Динамика индекса развития в крупных странах Востока, Запада и России в 1800–2001 гг.

РИ/СССР(1913 г.):
подушевой ВВП в паритетах покупательной способности валют(международные доллары 2001 г.) - 1300;
средняя продолжительность предстоящей жизни – 34;
среднее число лет обучения взрослого населения – 1,5;
совокупный индекс развития – 11;

РИ/СССР(1990 г.):
подушевой ВВП в паритетах покупательной способности валют(международные доллары 2001 г.) - 7550;
средняя продолжительность предстоящей жизни – 69;
среднее число лет обучения взрослого населения – 10,1;
совокупный индекс развития – 46;

Рост индекса развития(общепринятый показатель для оценки «качества жизни») – более чем в 4 раза.


Теперь по самой успешной стране кап. мира США.

США(1913 г.):
подушевой ВВП в паритетах покупательной способности валют(международные доллары 2001 г.) - 6600;
средняя продолжительность предстоящей жизни – 50;
среднее число лет обучения взрослого населения – 8,3;
совокупный индекс развития – 37;

США(1990 г.):
подушевой ВВП в паритетах покупательной способности валют(международные доллары 2001 г.) - 27240;
средняя продолжительность предстоящей жизни – 75;
среднее число лет обучения взрослого населения – 17,6;
совокупный индекс развития – 89;

Рост индекса развития – примерно 2,5 раза.



From: [identity profile] kommari.livejournal.com
что ж такие вещи анонимно давать?

спасибо за наводку
попробую изучить

November 2017

S M T W T F S
   1234
56 78 91011
12131415 161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 4th, 2025 06:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios