kommari: (Default)
[personal profile] kommari
В 1877-1878 году царская Россия выступила в войну с целью поддержки болгар, которых систематически резали турки (напримр, Апрельское восстание, подавленное с той же жестокостью, с которой грузины уничтожали осетин 08.08.08-го).

В России события в Болгарии вызвали невиданный общенациональный подъём (современники даже сравнивали его с народным подъемом 1812 года). С осени 1875 г. в России развернулось массовое народное движение поддержки славянской борьбы, охватившее все без исключения общественные слои - от элиты и интеллигенции до разночинцев и крестьян. Вместе с тем, в обществе развернулась острая дискуссия: прогрессивные круги обосновывали необходимость гуманных, освободительных целей войны, консерваторы рассуждали о её возможных политических дивидендах, таких, как захват Константинополя, создание славянской федерации во главе с монархической Россией. 

То есть нетрудно увидеть, что разные круги тогдашнего российского общества видели цели войны по разному, но ее справедливость под сомнение не ставилась.

Характерно, что не было "пятой колонны" - Латынины-Шендеровичи (времена тогда были простые, могли и канделябрами - по бакенбардам - надавать).

В художественной литературе у современников события отражены хорошо - опять же, Гугол рулит, поэтому не буду углубляться. 
Хотя вот ссылка - для зануд вроде меня:

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3104/



Очень важно отметить, что как раз  в это время "Народная воля" уже открыла "сезон охоты" на царя-батюшку. Но мне, по крайней мере, неизвестно ни одно мнение народовольцев, что Россия ведет несправедливую войну - а я читал довольно много литературы про эту организацию.

Интересно, что и в советской историографии (часто критичной к политике царизма) та война считалась безусловно справедливой, а критику вызывали, скорее, просчеты русского командования (куда же без головотяпства и раздолбайства, чай, Россия).

Кстати, и результаты войны очень похожи: Запад путем дипломатического давления переиграл итоги той войны. 

Но в памяти болгарского народа - да и русского тоже - эта война осталась. И названия Шипка и Плевна даже для меня, человека ну совсем уж другой эпохи, овеяны той же славой, как названия Севастополь или Сталинград.

как-то так 

Date: 2008-08-15 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] blanqi.livejournal.com
"В 1877-1878 году царская Россия выступила в войну с целью поддержки болгар"

Гораздо точнее: с целью защиты болгар как ПОВОДА к войне.

Мнение Льва Толстого по этому вопросу (оно есть в "Анне Карениной", потому концовку романа Катков печатать отказался) Вам, конечно, известно.

Date: 2008-08-15 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
то есть Вы отрицаете, что был патриотический подъём в обществе и всенародная поддержка - от монархистов до нигилистов и бомбистов из "Исполнительного комитета"?

про то, что ту войну и ее цели разные слои понимали по разному, я вообще-то написал

(no subject)

From: [identity profile] blanqi.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] blanqi.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] real-shtirlitz.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] blanqi.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] real-shtirlitz.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] blanqi.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] real-shtirlitz.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] haspar-arnery.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] haspar-arnery.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-15 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] obivatel-ua.livejournal.com
А Достоевский? ;)
Без него Россия тоже не вся - его мнением вы поинтересовались, или выбираете только "правильные" моменты?

(no subject)

From: [identity profile] blanqi.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] obivatel-ua.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] blanqi.livejournal.com - Date: 2008-08-15 01:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] obivatel-ua.livejournal.com - Date: 2008-08-15 01:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] blanqi.livejournal.com - Date: 2008-08-15 01:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] obivatel-ua.livejournal.com - Date: 2008-08-15 02:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-15 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] d-andy.livejournal.com
Еще Толстой был против войны 1812 года!!!

Date: 2008-08-15 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] dzecko.livejournal.com
Да, насколько я помню некоторые из "землевольцев" даже уезжали воевать на Балканы.

Date: 2008-08-15 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Аналогия правильная - мне она уже приходила в голову. Только у меня та война (закончившаяся, кстати, закономерным дипломатическим сливом под давлением "мирового сообщества") вызывает весьма негативные ассоциации.

Date: 2008-08-15 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] obivatel-ua.livejournal.com
... - не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! ...именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. ... Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут онинепременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия ... проглотила бы их тотчас же,... они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее. О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. ... Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению. Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в Болгарии и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний Иван Чифтлик согласился наконец принять портфель президента совета министров.
... Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. ...
...России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. ... Но какую же выгоду доставит России это сознание, кроме трудов, досад и вечной заботы?

Это Достоевский, Дневники. Там еще много всего.

(no subject)

From: [identity profile] blanqi.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-15 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] real-shtirlitz.livejournal.com
Увы, благодарность болгарии как государства оказалась весьма непродолжительной, как это показала сначала первая, а потом и вторая мировые войны.

Date: 2008-08-15 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] -socialist.livejournal.com
Позиция болгарского народа вполне наглядно проявилась, когда войска Красной Армии в 1944г. прошли через территорию Болгарии без единого выстрела (по крайней мере - зафиксированного)с обеих сторон. Режим - это не всегда народ (как,кстати, и в нынешних Грузии и России).

(no subject)

From: [identity profile] real-shtirlitz.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-15 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] -socialist.livejournal.com
"Характерно, что не было "пятой колонны" - Латынины-Шендеровичи (времена тогда были простые, могли и канделябрами - по бакенбардам - надавать)."
Были оппоненты и даже достаточно влиятельные лица...Но было их,действительно, явное меньшинство.
Как и сейчас, когда даже практически аполитичные люди потрясены, как событиями, так и позицией западнолиберальных отморозков и примкнувших к ним псевдоинтернационалистов.
Уж больно вопиющи и наглядны события. Российские власти не ангелы и внесли свой вклад в создание неприязненных отношений меж странами... Но на этом основании равнять их с фашистским отморозком (по методам точно)Саакашвили и критиковать тех, кто защитил мирных граждан - значит не иметь или УМА или СОВЕСТИ. Или того и другого вместе.

Date: 2008-08-15 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] d-sanin.livejournal.com
Спасибо, хорошая аналогия...

Date: 2008-08-15 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] oslyona.livejournal.com
http://left.ru/2006/5/yakushev139-2.phtml

Интересная статья. Якушева, правда, говорят, многие левые не любят (а я пока плохо знаю и поэтому не тороплюсь судить), но конкретно эта статья весьма интересна с точки зрения исторического анализа, много ссылок, разъяснений.
ИМХО, очень поучительна, хотя, может, в ней есть к чему придраться.

Date: 2008-08-15 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Якушева так просто некоторые левые товарищи ненавидят
судя по всему за т.н. "красный путинизм"

впрочем, многие мои бывшие и небывшие еще френды и меня

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__zauberer__/ - Date: 2008-08-15 02:33 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2008-08-15 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
???
а это когда это Третий Рейх выступал за обиженные народы?

(no subject)

From: [identity profile] ex-vl-plotni677.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-vl-plotni677.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2008-08-15 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-vl-plotni677.livejournal.com - Date: 2008-08-15 01:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2008-08-15 01:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-vl-plotni677.livejournal.com - Date: 2008-08-15 01:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] real-shtirlitz.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-vl-plotni677.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-15 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] dmpokrov.livejournal.com
А вот простому народу эта война была совсем не нужна. Из рассказа Ленина: "Во время войны России с Турцией за освобождение балканских славян — тогда мне было семь лет — моя нянька, у которой родственники были взяты на войну и некоторые из них там убиты, постоянно с плачем говорила: «Русская кровь зря льется из-за каких-то нам чужих, проклятых болгар. На что они нам, у нас самих забот по горло»." Родители Ильича тоже не питали теплых чувств к этой войне.

Date: 2008-08-15 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] caliban-upon.livejournal.com
Ну так ведь "резня" и угнетение было всего лишь предлогом для решения своих собственных задач...

Date: 2008-08-15 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] supermipter.livejournal.com
"Но в памяти болгарского народа"
Именно поэтому Болгария в обоих Мировых Войнах воевала против России.
Именно поэтому она сейчас член НАТО.
Именно поэтому она сейчас ведем пропаганду российской агрессии в своих СМИ покруче чем в Англии и Америке.

Date: 2008-08-15 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] berdychevsky.livejournal.com
Стало быть, Вы уже себя к интренационалистам не относите?

Date: 2008-08-15 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] pogorily.livejournal.com
А что, для того что бы числиться интернационалистом, надо обязательно поддерживать центр мирового империализма - США и их шестерку - бесноватого фюрерчика Саакашвили, развязавших эту бойню?

(no subject)

From: [identity profile] berdychevsky.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] berdychevsky.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] berdychevsky.livejournal.com - Date: 2008-08-15 01:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2008-08-15 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] berdychevsky.livejournal.com - Date: 2008-08-15 01:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2008-08-15 02:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] berdychevsky.livejournal.com - Date: 2008-08-15 02:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2008-08-15 02:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maina-woopka.livejournal.com - Date: 2008-08-15 08:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-15 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] pogorily.livejournal.com
Самое время вспомнить термин "мелкобуржуазный радикализм".
А также социальное положение оных леваков - т.наз. "офисный планктон" (который на мой взгляд разумно характеризовать терминами "офисные гниды" и "офисные вши" в зависимости от положения их в этой системе - помельче или покрупнее, хорошо отражающими паразитическую сущность оного "планктона").

И становится ясным, почему эти леваки фактически находятся в строю поддерживающих центр мирового империализма - США.

PS Отмечу, что социальное положение не является фактором, жестко навязывающим поведение. Но влияющим - конечно, является.

Date: 2008-08-15 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-vl-plotni677.livejournal.com
Скажите, где работаете Вы? На заводе? На стройке? На погрузке?

Какое понятие Вы имеете о мелкобуржуазном радикализме (народничестве, анархизме, национализме) и главное - что Вы ему противопоставляете?

(no subject)

From: [identity profile] pogorily.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-vl-plotni677.livejournal.com - Date: 2008-08-15 12:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-15 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] caliban-upon.livejournal.com
Как аналогия...
Ситуации действительно схожи, и как там, так и тут у была куча поводов к войне и обе стороны давно готовились к конфликту. Но был ньюанс - объективно вторжение РИ играло на руку нац.-осв. движениям, которые после этого всё-таки добились независимости для своих стран. В то же время - РИ не выполняла то, что хотела полностью. Она не стала экономическим доминантом на Балканах, с проливами тоже как-то не очень всё вышло, Болгария - после войны с Сербией, отошла от РИ, а А.-В. экономически настолько сильно укрепилась на Балканах, что в дальнейшем умудрялась всё более и более отодвигать РИ с этого полит.театра.

Насчет оппозиции - оппонировал например Тургенев. Заявляя, что русским солдатам незачем там погибать, так как "братушки" всё равно кинут РИ. Но оппонентов было мало.

Date: 2008-08-15 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] wsf1917.livejournal.com
http://kommari.livejournal.com/482577.html?thread=10182929#t10182929

(no subject)

From: [identity profile] caliban-upon.livejournal.com - Date: 2008-08-15 05:35 pm (UTC) - Expand

Дурь

Date: 2008-08-15 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] babitto.livejournal.com
«Любая аналогия ложна» ;)

Date: 2008-08-15 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__zauberer__/
Гм. А что это доказывает? Разве Вы не помните, что истина всегда конкретна.
Та война - это не эта война. Но и в том и другом случае нужно проводить серьезное исследование, чтобы понять причины войны, занять ту или иную позицию. Вы же предлагаете какие-то сомнительные аналогии. Чтобы правильно оценить ту войну надо изучить ситуацию с рабочим движением в Западной Европе, пользу этому движению для рабочего класса Европы, пользу для демократического движения в России. Вы же сами ничего этого не сделали, а "просто" спрашиваете "Вы за Россиию или против?".
Как говаривает 1504, "патриоты обеспокоены, что же будет с Россией".
From: [identity profile] wsf1917.livejournal.com
Владлен Логинов в книге "Ленин: выбор пути" вспоминает очень интересный эпизод как раз про эту войну. У Володи была любимая няня, крестьянка, которая как раз во время того как "образованное общество" предавалось рассуждениям о "помощи братьям-славянам" о войне высказалась отрицательно просто и жёстко. Сколько народу-то там положат господа, крови прольют, им-то что, а отдуваться нам. Думаю, он это запомнил.
From: [identity profile] wsf1917.livejournal.com
с франко-прусской войной и отношением к ней Маркса и 1-го интернационала. Тем более что сейчас мир откатился на 140 лет назад (на более высоком уровне конечно), глобальный хищник один, он не грызётся с другими империалистическими хищниками, как в 1МВ, так что войны идут от "столкновения малых национализмов". Почти как в 19-=м веке, если не обращать внимание на изменение глобальной ситуации

Date: 2008-08-15 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] sssmirnov.livejournal.com
похожая ситуация
не понимаю людей, выступающих с пораженческих позиций. Разница с первой мировой огромная.

Date: 2008-08-15 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] pal-gun.livejournal.com
Могу сказать одно. Вы дурак, Коммари. Идите в жопу.

Date: 2008-08-15 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
От повторения тысячи раз слова "халва" во рту слаще не станет, как говорят иранские коммунисты из партии ТУДЭ (хоть и запрещенной).
Так и Вы - уж расфрендили - так расфрендили - чево тады ходить каждый раз, да еще ругаться.

Или это по принциу:
Мимо тёщиного дома я без шуток не хожу...?

Ну, ходите. Я человек незлобивый, да и у Вас нет столько терпения, как у тов. Бортника, чтобы меня достать до печенок.

(no subject)

From: [identity profile] caliban-upon.livejournal.com - Date: 2008-08-15 07:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pal-gun.livejournal.com - Date: 2008-08-16 07:11 am (UTC) - Expand

Date: 2008-08-15 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] jaschil-14hane.livejournal.com
ИСТОРИЕЙ БАЛКАНСКОUО ПОЛУОСТРОВА ЗАНИМАЮСЬ БОЛЕЕ 30-ТИ ЛЕТ. К СОЖАЛЕНИЮ, ИЛИ К СЧАСТЬЮ, НИКТО БОЛГАР НЕ РЕЗАЛ! ДОКУМЕНТЫ ПОДРОБНО РАЗОБРАНЫ В МОЕЙ КНИГЕ "ПРИМУЛА".

Date: 2008-08-17 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] caliban-upon.livejournal.com
А можно ссылку?

(no subject)

From: [identity profile] jaschil-14hane.livejournal.com - Date: 2008-08-18 08:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] caliban-upon.livejournal.com - Date: 2008-08-19 08:09 am (UTC) - Expand

Date: 2008-08-16 03:58 am (UTC)
From: [identity profile] madcossack.livejournal.com
как Вам уже указали, Вы не правы.

кстати, пытаясь налепить ярлычок: Вы Коммунистический Империалист, или Империалистический коммунист?

в любом случае, продолжайте свой дневник, поскольку трезвых левых (в ЖЖ) раз-два, и обчелся.

с другой стороны, 2 левых - 3 мнения, и 45 цитат.

November 2017

S M T W T F S
   1234
56 78 91011
12131415 161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 02:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios