kommari: (Default)
[personal profile] kommari
Тут в холивор об копирайте тяжелая артиллерия подтянулась - я про писателя А.Первушина. Характерно, что как раз его книги я покупаю в бумаге - потому что 1) он пишет много НФ в стиле совьет-панк - то есть обыгрывает советские идео- и мифологемы 2) у него же очень хороший научпоп 3) он, как и я, космофил - то есть за космонавтику.
(это, если что, была реклама писателя А.Первушина, правда, непроплаченная)

И тем не мнее даже такой человек не понимает, что времена изменились.

Авторского права - как оно было 200 или 300 лет - больше не будет.

Можно сколь угодно горевать об этом, можно давить на совесть, на жалость, писать в Гепрокуратуру, чтобы закрыли то, это, пятое, десятое - но факт остается фактом.

Писатель, как цыпленок жареный, тоже хочет жить - значит, общество должно придумывать способ, чтобы он не умер с голоду, а мог даже бутерброд с колбасой съесть.

Один из вариантов - то, что предлагал Лекс Кравецкий. Что всё свободно лежит в Сети, государство же образует некий фонд - берет процент из того, что мы платим провайдерам - и потом по числу закачек товарищу писателю платит оттуда. Накрутки - защиту можно придумать. Считать только ip, например.

Плюс гранты. Плюс всякие независимые фонды. Плюс государство выделяет какие-то деньги писателю на то, чтобы он не ходил по ночам с кистенем по большой дороге.

И еще я считаю, что должна расширяться сеть библиотек (а не церквей). То есть снова про то, что мне в Финке нравится - наряду с велосипедами.

Про финские библиотеки. 

В Финляндии 888 общих библиотек и 700 библиотек научных (то есть при учебных или научных заведениях). На почти 5 миллионов финнов. 

У финнов нет такой традиции - собирать книги дома. Попадая ко мне домой, финны ахают и поражаются - хотя моя библиотека - это 1/10 часть от того, что у меня было в Ленинграде.

У финнов обычно дома немного справочников, словарей и несколько книг, им подаренных.

В Финляндии свою книгу издает любой, кому не лень книгу написать. Часто пишут книги по истории своей семьи или своей деревни, например.

Издаются они полиграфически хорошо, - полиграфия в Финляндии реально внушает уважение, хотя и небольшими тиражами - для друзей и родственников. И библиотек. Потому что думаю 90 процентов того, что финн читает - он берет из библиотеки. Потому что новые книги стоят 30-50 евров. И, кстати, местные авторы не возмущаются бесплатностью библиотек. Хотя казалось бы - подрывают их благосостояние.

Про библиотеки я еще раньше  писал.
В библиотеках цензуры нет. Вышла, например, к 90-летию финской компартии книга "ФКП. Три буквы"
она тут же поступает в библиотеку и доступна. Реально хорошая школа переводчиков - например, англосаксонские книги переводятся практически сразу, как они вышли в далёкой Американке.

Возможно, в Финляндии и есть несколько профессиональных писателей. Но что точно - что доход они получают не с тиражей.

В общем - плакал барин в 1861 году, что царь вольную дал крестьянам - но ход истории неумолим. Так и с авторским правом. Ушло. Уходит. Уйдет. Вслед за электронно-лучевыми трубками, боями гладиаторов, опереттой, театрами лилипутов, видеомагнитофонами, дворянской литературой.

И в заключение. Я не Вор и не хрен меня Вором называть.  Каждый раз, будучи в Питере, я покупаю бумажные книги. Иногда много. Кстати - это уже личная фича, но обязательно тех, кто есть в моей ЖЖ-ленте. И радуюсь, когда у них выходят новые книги.

При этом скачиваю в месяц под сотню книг с Либрусека и всяких других ресурсов. Большую часть из них просто просматриваю на электронной читалке, что-то оставляю на будущее (правда, уже понимаю, что вряд ли когда успею их все прочесть - жизнь не такая длинная).

Такие вот пироги с котятами.
 

Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Re: еще про книги

Date: 2010-03-25 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com
Насчёт идеи Лекса я читала комментарии в Компьютерре - реализуемо только при социализме в планетарном масштабе.

Re: еще про книги

Date: 2010-03-25 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
В Финке любая CD или DVD болванка продается с допналогом в общество авторских прав. Так формируется фонд для всяких там финских гениальных режиссеров - типа Каурисмяки.

То же самое - авторский налог на провайдера. Реализация не самая сложная.

Re: еще про книги

Date: 2010-03-25 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] pogorily.livejournal.com
Эта идея мне не очень нравится.
Поскольку слишком похожа на то, чтобы каждый мужчина отсидел 1% срока за изнасилование - инструмент-то есть.

А что делать?

Date: 2010-03-25 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] aristarh1970.livejournal.com
Есть такие же "скрытые" налоги на дороги, телевидение, радио...

Date: 2010-03-25 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] maz-d.livejournal.com
какое такое авторское право 300 лет назад? статут королевы анны это 10 апреля 1710 =)

Date: 2010-03-25 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ambva.livejournal.com
Проблема решается достаточно просто - немного странных технологий и пока не купишь бумагу, прочитаешь но не вспомнишь, например.

Re: А что делать?

Date: 2010-03-25 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] pogorily.livejournal.com
На дороги: В одних странах они "просто из бюджета" строятся и поддерживаются, т.е. никакие не скрытые налоги, а самые обычные. В других странах есть "дорожный фонд" (или нечто аналогичное под другим названием), куда идет налог "автомобильной тематики" - продаж самих автомобилей, платы за ТО, бензин, запчасти и т.п., т.е. обкладываются автомобилисты примерно пропорционально затратам каждого на автомобиль.

Телевидение и радио - в СССР было две системы. Более ранняя - ежегодная (или ежеквартальная, не помню уже) плата за пользование приемником или телевизором, дифференцированная в зависимости от того насколько дорогой аппарат. Потом, около 1960 года (точно не помню, но где-то так) эту плату отменили, но подняли цену на приемники и телевизоры, включив эту плату в их цену.

В наше время в России радио и ТВ чисто коммерческие. Живут с рекламы, из этих же средств оплачивают техническую сторону (собственно вещание). Государственные получают средства, помимо рекламы, из бюджета - можно считать "за рекламу государственной политики". Сходная ситуация с бумажными СМИ - основной их источник доходов не продажи, а реклама в них размещаемая.

Добавлю, что плата за радиоточку по сей день включена в квартплату (можно отказаться, написав заявление, тогда твою квартиру от трансляционной сети отключат, и плату взимать не будут). Платится ежемесячно вместе со всей квартплатой.

В любом из упомянутых случаев кто пользуется - тот платит (только надо понимать, что для тех кто живет с рекламы пользователь - это рекламодатель, а не слушатель-зритель-читатель, ситуация совершенно идентична раздаче рекламных листовок). А кто не пользуется - нет.
Или нечто финансируется прямо из бюджета, выделяется доля средств, собираемых в виде всех налогов вообще.

Кстати. В малых странах вроде Норвегии (где вследствие малого числа жителей не было достаточного числа покупателей книг или, скажем, слушателей музыки) признанные мастера искусства получали от государства "стипендию" на жизнь. Только сначала надо было признание получить. В свое время (конец XIX-начало XX века) так было, не знаю как сейчас.

Re: А что делать?

Date: 2010-03-25 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] pogorily.livejournal.com
Тут еще надо твердо помнить, что основную часть авторских отчислений получает вовсе не автор (ему малая доля достается), а фирмы, эксплуатирующие авторские права на коммерческой основе (как в пьесе "Ханума" в арии купца "Дешево купить, дорого продать, чтоб побольше взять и поменьше дать").

Авторские права (кроме разве что "права на имя", т.е. борьбы с плагиатом) - это чисто коммерческое явление, и богатеют с него чисто коммерческие фирмы чисто коммерческими методами. К авторам имеет отношение только название этого явления.

Date: 2010-03-25 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] myelencephalon.livejournal.com
>>что мне в Финке нравится - наряду с велосипедами.

А как с ними у финнов? А то у нас в провинциальном средних размеров городе, ни стоянок, ни дорожек.
Зимой на велосипедах ездят?

Date: 2010-03-25 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Зимой - особенно морозной и снежной - поменьше. Но и зимой ездят.

Date: 2010-03-25 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] d-sanin.livejournal.com
Абсолютно согласен. И вообще считаю, что во сколько обходится операция по копированию предмета - примерно столько он и должен стоить. Оплачиваться должен труд, а не торговля воздухом. Вот учёные за свои теории денег не берут - хотя сделали для нас поболее чем любой фантастически оплачиваемый автор сперпупермегахитов. Почему Майкл Джексон или, не к ночи будет помянут, Никита Михалков должны сопровождаться шестизначными нулями – а Эйнштейн или Беккерель нет? Нет, неправильна именно система, при которой говорящая голова получает больше думающей.

Date: 2010-03-25 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] zlojcrash.livejournal.com
Если мне не изменяет память - Лекс говорил все же об абонке, а не о налоге - считаю это более правильным, поскольку кому-то книги, кому-то кино, а кому-то и Одноклассников хватит. :)

Date: 2010-03-25 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Ну, это уже детали технические.

Date: 2010-03-25 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] 1volk.livejournal.com
Насчет поддержки государством творцов, это конечно утопия при капитализме. В СССР была развита система творческих союзов - союз писателей, союз композиторов, союз художников и т.д. При том, что книги выходили миллионными тиражами и стоили копейки, понятно, что жили писатели не за счет гонораров, а благодаря поддержке государства. Члены союза писателей сидели дома и творили, но у них была запись в трудовой, каждый месяц получали "зарплату", им давали квартиры, дачи, у них были свои санатории и дома отдыха. В общем по тем временам творческая элита была условно говоря как сейчас олигархи. От нынешнего государства заботы о творческих людях не дождешься, как и о людях вообще.

Date: 2010-03-25 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-blau-kra.livejournal.com
Как интересно! А жена его у меня во френдах и жуткая антисоветчица :) ХОтя женщина умная.

Date: 2010-03-25 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Первушин в общем-то тоже не просоветский автор - но в откровенную новодворщину не падает. Так что скорее критик - а я в принципе против критики ничего не имею.
Но из НФ авторов у него 1) хорошая естественнонаучная подготовка 2) педантичность 3) кругозор.

В общем, потенциал унего хороший, но вот боюсь рынок - а он рыночный автор, его может прикончить. Понимая под рынком необходимость постоянно выдавать новые и новые книги.

Вообще о копирайте мне с живыми писателями - как Вы - трудно говорить. Потому что я прекрасно понимаю, что писательтский труд непрост и знать, что Вася Пупкин скачает твою книжку с Флибусты, прочтет, а тебе за это даже ржавой копейки не придет - обидно, конечно.
С другой - время изменилось. Каким-то образом нужно налаживать систему оплату труда авторов. Как - я не могу сказать, но запреты - или призывы к совести - не работают.
Вон тот Ваш коллега - Леонид Каганов, с котрого все началось - просил только немного - полгода не выкладывать его книжку в Сеть.
В комментариях у Первушина человек пишет - заняло у него пару минут найти и скачать эту книгу.
То есть призывы к совести не менее жалки и нелепы, чем обращения к прокурору.

Date: 2010-03-25 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] real-shtirlitz.livejournal.com
т.е. ещё каких-то 2-с-небольшим недели- и юбилей?))

Date: 2010-03-25 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] real-shtirlitz.livejournal.com
Помнится, в большинстве своём эти "творческие люди" заботившееся о них государство попросту кинули. Ещё и обосрали на сколько у кого творческих сил хватило. Не все, но очень многие.

Date: 2010-03-25 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-blau-kra.livejournal.com
Со мной-то чего - я ж не "профессиональный писатель". У меня совсем другая профессия, и хорошо. Плохо, что времени не хватает, конечно, на творчество. Но кому сейчас легко...
Про всю ситуацию я в том посте отписалась.

Date: 2010-03-25 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Не все, но очень многие.
***
Что интересно - самые пригретые больше всего и старались.

Date: 2010-03-25 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] alwin.livejournal.com
А что оперетта? Только вчера на "Марице" были, всем бы так уходить - все места в зале заняты. :)

Date: 2010-03-25 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] maz-d.livejournal.com
типа да, правда подумалось они там по новому стилю считали или по старому?

Date: 2010-03-25 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] asox.livejournal.com
И в заключение. Я не Вор и не хрен меня Вором называть.

Кстати.
"Несанкционированное использование объектов авторского права" не является кражей - в строго юридическом смысле. Т.е. все те, кто обзывают "пиратов" ворами - нарушают закон.
Точнее - разрушают сами основы юриспруденции.
Собственно, современный копирайт противоречит юриспруденции как науке.

Date: 2010-03-25 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Это удивительно.
Мне казалось, что вымерла как жанр.
Я просто не могу себе представить, чтобы в эпоху Интернета кто-то мог пойти на оперетту.
Рад, что ошибся. :)

Date: 2010-03-25 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] real-shtirlitz.livejournal.com
По новому.
Только нам та Анна по барабану- у нас свой анпираторЪ тогда был и он никаких указов не подписывал :)
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

November 2017

S M T W T F S
   1234
56 78 91011
12131415 161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 25th, 2025 08:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios