kommari: (Default)
[personal profile] kommari
“Дикие звери и живущие в воздухе птицы имеют свои норы и гнезда; но люди, которые сражаются и умирают за Италию, могут наслаждаться лишь светом и воздухом".
Плутарх, “Тиберий Гракх”.

"У лис есть норы и у птиц есть гнезда, а Сыну человеческому негде голову преклонить, — ответил Иисус".
Матфей, 8:20


На мой взгляд несомненное текстологическое сходство.
Варианты:

1. Иисус (простой работяга из иудейского Задрищенска) читал Плутарха (который родился правда после смерти Иисуса).

2. Обсуждаемая недавно на антирелиджене новая книга, кажется, вышедшая в Англии, где британский ученый доказывает, что христианство сочинили римские интеллектуалы в целях разложения доставшей римлян Иудеи. Кстати, гипотеза отнюдь не новая, практически об этом же писал российско-белоэмигрантско-советский историк Роберт Юрьевич Виппер (которого очень уважал ИВС).

3. Совпало.

Date: 2013-10-28 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Антонов (from livejournal.com)
Вы годы жизни плутарха вспомните.

Date: 2013-10-28 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] tantalus2.livejournal.com
Разумеется, Иисус читать Плутарха не мог, но вот авторы Евангелий вполне могли.

(no subject)

From: [identity profile] Сергей Антонов - Date: 2013-10-28 06:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tantalus2.livejournal.com - Date: 2013-10-28 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Сергей Антонов - Date: 2013-10-28 06:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tantalus2.livejournal.com - Date: 2013-10-28 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Сергей Антонов - Date: 2013-10-28 06:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2013-10-29 09:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-10-28 06:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Сергей Антонов - Date: 2013-10-28 06:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-10-28 06:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Сергей Антонов - Date: 2013-10-28 06:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-10-28 06:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2013-10-29 09:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bauris.livejournal.com - Date: 2013-10-29 09:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Сергей Антонов - Date: 2013-10-28 06:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kommari.livejournal.com - Date: 2013-10-28 06:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Сергей Антонов - Date: 2013-10-28 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] geneus.livejournal.com - Date: 2013-10-28 09:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2013-10-29 09:18 am (UTC) - Expand

Date: 2013-10-28 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mengele-kun.livejournal.com
Обсуждаемая недавно на антирелиджене новая книга, кажется, вышедшая в Англии, где английский ученый доказывает, что христианство сочинили римские интеллектуалы в целях разложения доставшей римлян Иудеи.

Вся суть антирилиджена. Там до сих пор с завидной регулярностью появляются посты о том что Иисуса списали с Митры которого списали с Гора и который солярный символ, достаточно посмотреть на Рождество которое зимнее солнцестояние ВЫ ВСЁ ВРЕТИ ПАПЫ АБМАНЫВАЮТ?

Date: 2013-10-28 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
На антирелиджене разные люди.

(no subject)

From: [identity profile] mengele-kun.livejournal.com - Date: 2013-10-28 06:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alex-dragon.livejournal.com - Date: 2013-10-28 07:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-10-28 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Антонов (from livejournal.com)
>Вся суть антирилиджена

и вся суть британских учёных.

Date: 2013-10-28 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] svinobaza.livejournal.com
Возможно (скорее всего) это некоторая расхожая фраза в Средиземноморье 2000 лет назад.
Вообще, Гракхи - 130 г. до н.э
Иисус - 30-е г. н.э.
Матфей - 40-50-е годы, или 70-80-е годы.
Плутарх пишет свои сравнительные жизнеописания в период с 90 по 120 годы н.э.
Тут можно придумать несколько вариантов.
1. Уже упомянутой - расхожая фраза.
2. Христос слышал эту фразу от кого-то, кто читал источник, на который опирался Плутарх.
3. Фраза привнесена Матфеем, который по профессии был мытарем, человеком обладающим некоторой грамотностью. Возможно он читал какой-либо источник, в котором упоминалась эта фраза, и записывая свое евангелие, когда захотел передать слова Христа по этой теме почему-то решил использовать эти слова. Кстати он может быть кем-то из пункта 2.
Можно и другие придумать, которые вполне вероятны и не привлекают какую-либо теорию заговора.

Date: 2013-10-28 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Ну, в принципе, если считать, что все письменные источники древности - это кочующие цитаты, то быть может Вы правы.
Я на эту тему буквально пару дней назад на Полит.ру слушал крайне интересную лекцию современного историка Данилевского, очень хорошо укладывается в его концепцию.

(no subject)

From: [identity profile] sail2ithaki.livejournal.com - Date: 2013-10-29 12:44 am (UTC) - Expand

Date: 2013-10-28 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Да, но то, что Матфей не писал, конечно, никакого Евангелия, а просто его имя стоит - это почти стопудовый факт.

В самом тексте Евангелия каких-либо указаний на личность автора не содержится, и, по мнению большинства ученых, Евангелие от Матфея не было написано очевидцами. Ввиду того, что сам текст Евангелия не содержит ни имени автора, ни каких-либо явных указаний на его личность, многие современные исследователи считают, что первое из четырех Евангелий написал не апостол Матфей, а другой, неизвестный нам автор.

(no subject)

From: [identity profile] svinobaza.livejournal.com - Date: 2013-10-28 07:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-10-28 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] freddy-lj.livejournal.com
Тоже подумал, что пословица или идиома.

(no subject)

From: [identity profile] marexhe.livejournal.com - Date: 2013-10-28 09:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] helghi.livejournal.com - Date: 2013-10-29 04:04 am (UTC) - Expand

Date: 2013-10-28 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] shadow-of-raven.livejournal.com
Делов-то! Вот когда совпадает самый натуральный клинописный шумерский заговор с исконно-посконным русским православным заговоров, записанным в конце 19го века... Причем в деталях - аот тогда начинаешь задумывться.

А если сьезно - то поэтические аллегории, оне повторяют. Ить вы ж коммунист! Бытие определяет сознание и все такое

Date: 2013-10-28 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
мэй би
я не спорю - оставляю профессионалам

просто удивило сходство

(no subject)

From: [identity profile] рустам давлетбаев - Date: 2013-10-28 06:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-10-28 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] lojso.livejournal.com
Иисус не читал Плутарха, зато сочинявшие христианские басни римские чиновники хорошо знали все римские крылатые выражения.

Date: 2013-10-28 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] babs71.livejournal.com
А почему не рассматриваем еще два варианта:
1. Общий первоисточник, который цитируют в обоих случаях?
2. Редактирование евангелия кем-то, кто читал Плутарха?

Date: 2013-10-28 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
В комментариях написали, да, и очень грамотно.
Просто я не люблю править свои посты задним числом.

(no subject)

From: [identity profile] zaslany-kazak.livejournal.com - Date: 2013-10-28 07:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-10-28 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
Я где-то встречал такую версию: Христос многое перенял из учения ессев, а они, в свою очередь - от учителя Тиберия Гракха философа Гая Блоссия, который бежал на Восток и был, так сказать, политконсультантом Аристоника Пергамского.

Date: 2013-10-28 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Вот это совсем новая для меня версия. Про источники христианства из ессеев, конечно, я слышал - поразительный, кстати, факт, что ессеи не упоминаются в Новом Завете - кроме одного туманного намека у Павла, кажется, про Сынов Света, ессейский термин, но вот что есть связь с Гракхами - это как минимум многозначительно. Учитывая что Гракхи, с поправками на то время - социалисты.

(no subject)

From: [identity profile] puffinus.livejournal.com - Date: 2013-10-28 07:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] altair-k.livejournal.com - Date: 2013-10-28 07:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-10-28 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] maysuryan.livejournal.com
Есть еще четвертый вариант - это был просто распространенный в Римской империи того исторического периода, как теперь бы сказали, мем, который и Иисус (или, если угодно, авторы евангелий), и Плутарх позаимствовали из народного языка или из третьего, нам неизвестного источника.

Date: 2013-10-28 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
да, об этом в комментариях уже написали - и тут есть логика
я даже сейчас ссылочку одну дам - как раз ложится в тему здорово (бывают же совпадения)

Date: 2013-10-28 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] superrex.livejournal.com
Христианство, Плутарх, неоплатоники - всё это был единый кипящий котёл эллинистическо-римской цивилизации. И конечно нынешнее христианство есть не учение еврейского проповедника Иисуса, но синкретическая религия, вобравшая в себя совершенно различные традиции тогдашней средиземноморской культуры. И учения языческих интеллектуалов, и перелицованные под иконы фаюмские портреты , и переделанные древние религиозные праздники и ритуалы - всё это в сумме и образовало базу христианской религии.

Date: 2013-10-28 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] puffinus.livejournal.com
Кстати, да - ведь тогдашние евреи, кто что ни говори, были очень сильно эллинизированы.

(no subject)

From: [identity profile] superrex.livejournal.com - Date: 2013-10-28 08:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-10-28 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] pehmokissa.livejournal.com
Возможно что есть четвёртый вариант. Эта фраза была в то время используемой по всей Римской империи, соответственно ей пользовались и Плутарх, и конечно Иисус (последний вообще часто пользовался как образами, так и фразами, известными его современникам, и наиболее им понятными, см. его притчи) .
upd. О, тут в верхних комментах уже подумали об этом. Вот и отлично, видно мысль верная раз самые разные люди думают то-же самое)))
Edited Date: 2013-10-28 07:34 pm (UTC)

Date: 2013-10-28 07:41 pm (UTC)
ext_650685: (Зелёный)
From: [identity profile] alex-dragon.livejournal.com
Может быть ещё один вариант: ходовой посвсеместно в древности штамп.

UPD. О, вижу выше — уже было.
Edited Date: 2013-10-28 07:49 pm (UTC)

Date: 2013-10-28 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] al-stal.livejournal.com
Вот еще вспомнилось -
"около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он."

Читал, что в античности не было такого литертаурного приема - передавать слова и мысли человека через взгляд присутствующих при этом собеседников. Такой прием впервые использовался только в конце Возрождения.

Date: 2013-10-29 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] alwin.livejournal.com
"При этих словах четыре раба, приплясывая под музыку, подбежали и сняли
с блюда его крышку. И мы увидели другой прибор, и на нем птиц и свиное вымя,
а посредине зайца, всего в перьях, как бы в виде Пегаса. На четырех углах
блюда мы заметили четырех Марсиев, из мехов которых вытекала обильно
поперченная подливка прямо на рыб, плававших точно в канале. Мы разразились
рукоплесканиями, начало коим положила фамилия, и весело принялись за
изысканные кушанья.

- Режь! - воскликнул Трималхион, не менее всех восхищенный удачной
шуткой.

Сейчас же выступил вперед резник и принялся в такт музыки резать
кушанье с таким грозным видом, что казалось, будто эсседарий сражается под
звуки органа. Между тем Трималхион все время разнеженным голосом повторял:

- Режь! Режь!

Заподозрив, что в этом бесконечном повторении заключается какая-нибудь
острота, я не постеснялся спросить о том соседа, возлежавшего выше меня,

Тот, часто видавший подобные шутки, ответил:

- Видишь раба, который режет кушанье? Его зовут Режь. Итак, восклицая:
"Режь!" (Трималхион) одновременно и зовет, и приказывает."

Петроний, "Сатирикон", XXXVI

Date: 2013-10-28 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] twilighshade.livejournal.com
Ну есть такое мнение (не моё, а более авторитетное, да хоть Таксиля), что чем глубже критически изучать христианство, то тем выше уверенность, что не было никакого Христа.
Edited Date: 2013-10-28 10:13 pm (UTC)

Date: 2013-10-29 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] pronzus.livejournal.com
Хм. Сколь я понимаю, христианство естественно и органично вытекает из ближневосточной мифологии. Зачем кому-то что-то придумывать? Это, имхо, избыточная сущность.
Или очень крутое "интеллектуальное дзюдо" - "Слууушай! Из этого выйдет отличная религия - надо только вот тут чуть-чуть добавить, вон там чуть-чуть убрать, а здесь и здесь подчеркнуть связи!"

Но как-то во втрое верится куда меньше.

Date: 2013-10-29 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] pronzus.livejournal.com
А по сабжу - во-первых, присоединюсь ко всем, кто считает, что они вполне могли цитировать один и тот же источник.
А во-вторых - что уж такого невероятного в совпадении?

Date: 2013-10-29 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] kcooss.livejournal.com
лет 20 назад в "Науке и жизни" была статья, что настоящим автором Евангелия от Матфея был иудейско-римский писатель Иосиф Флавий

Date: 2013-10-29 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] b-graf.livejournal.com
Скорее всего общий источник, устный - распространенные поговорки. Как в СССР: что в Москве, что в Душанбе :-)

Date: 2013-10-31 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] hobukob.livejournal.com
И вы - презираете новохроноложцев?

Date: 2013-10-31 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] kommari.livejournal.com
Конечно. Я все-таки немного и про древнюю историю в курсе - чтобы их не презирать.

November 2017

S M T W T F S
   1234
56 78 91011
12131415 161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 23rd, 2025 06:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios